Мне смешно, когда хвалят советскую программу
Давайте по порядку – на личном примере.
Более-менее серьёзная учеба началась у меня после перехода в пятый класс. Тогда, в результате очередных экспериментов, после третьего класса все пошли в пятый. Если кто забыл, в пятом классе с детьми занимались специализированные педагоги по отдельным предметам; в третьем же был классный руководитель, который и преподавал все подряд, за исключением, может быть, физкультуры и музыки. Место действия – обычная окраинная московская школа в
Большинство учеников в моем классе были
Так вот, с начала года – резкое падение успеваемости. Прежде всего по математике.
Почему – резкое усложнение программы. В то время в пятом-шестом классе решали всяческие уравнения, задачки типа
После арифметики третьего класса все эти вещи, во-первых, казались слишком сложными, во-вторых, насыщенность программы существенно возросла. Вспоминаю, как учительница математики и классная руководительница собирали родителей и убеждали их заниматься с детьми самостоятельно
Но настоящим ужасом стал русский язык.
Также резко возросла плотность программы, а главное – её авторы считали, что ребенок должен думать над каждым словом, над каждым слогом перед тем, как их написать. И мысленно подбирать подходящие правила. Вот вы помните про беглые гласные в суффиксах, к примеру? В итоге дети начали откровенно
Я для себя тогда решил, что не буду запоминать эти дурацкие правила.
А вместо этого буду больше книжек читать. Так же поступили, судя по всему, и наши отличники, ибо в дальнейшем русичка удивлялась, почему самые грамотные ученики не в состоянии сформулировать ни одного правила из учебника? И никогда не спрашивала у них теорию на
Тогда же, в пятом-шестом классах, у нас появились первые двоечники; в то время еще практиковались двойки в четверти и даже в году. Не скажу, что это были глупые ребята – просто отдельные предметы были им не интересны.
В седьмой класс я пошёл в новой школе на юго-востоке столицы. Практически во всех отношениях это была параллельная Вселенная.
Время действия – 1991 год.
Во-первых, появились новые предметы: геометрия, физика, химия, а математика стала именоваться
Вот, к примеру, учебник геометрии Погорелова 7-11 кл., ставший классикой жанра. Желтый с черной траурной полосой по диагонали. Кто сказал, что написанные сухим дубовым языком теоремы учат детей логике? Мы, семиклассники, уже тогда прекрасно понимали, что геометрия – явление абстрактного порядка, вместо нее можно было бы с тем же успехом изучать Закон Божий или учебники по марксистской философии, валяющиеся на школьной помойке.
Просто правила игры такие; кто их не соблюдает – тот крутой перец, а кто соблюдает – тот лох.
Особенно порадовало окончание доказательства одной из первых теорем
Ладно там геометрия! По биологии требовалось заучивать, сколько чашелистиков и лепестков у цветков разных семейств
Наибольшей степени нагрузки школьная программа достигла в девятом классе.
В день было по 8-9 уроков, которые тупо отсиживались без включения мозга. По алгебре проходили производные и первообразные – кстати говоря, НИ РАЗУ не встречал в школьной программе выражение
Вот как, например, проходили наши уроки истории: дома требовалось выучить очередной параграф, который потом пересказывался в классе преподавателю. В параграфе три-четыре темы. Соответственно, три-четыре человека каждый урок вяло пересказывали содержание, безбожно перевирая, а историк – заслуженный учитель, кстати! – ставил за это
Школьник, раздражавший учителя, не мог получить больше
Тем не менее, у кого дома был компьютер, увлеченно изучали
А одиннадцатый класс
Два любопытных факта из выпускного года-1996: самым популярным экзаменом по выбору стала АСТРОНОМИЯ по учебнику Воронцова-Вельяминова. И тогда же впервые состоялось добровольное тестирование-прообраз будущего ЕГЭ. По его результатам можно было поступить без экзаменов в некоторые вузы
Так вот, к чему я написал этот креатив? Мне смешно, когда хвалят советскую школьную программу.
Я учился по советским учебникам, и усвоение школьниками материала никогда не превышало – не соврать – 20%. Если в классе из 30 человек два-три отличника и пять-шесть хорошистов, то это свидетельствует об ущербности программы! Как говорится, что вижу – то пою. В советское время существовал пряник в виде поощрения успевающих учеников на уровне школы и кнут в виде конкурса аттестатов
Концепция натаскивания детей на тесты ЕГЭ частично устраняет вторую проблему, однако лозунг
Да, совсем забыл! Горячие патриоты советского обазования, верно, решили, что я в специнтернате для даунов учился? Вовсе нет. Самые обычные школы номер 75х на Палехской улице и 104х на берегу Москва-реки. В последнюю даже переходили ученики из соседних школ, говорили, у нас безопаснее.
Такие дела.
Источник: www.gazeta.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.