Кредит без страха и упрека

Журнал «Профиль», 8 октября 2007 года


Автор: Ян Арт

 

 

Из трех китов розничного кредитования - потребкредиты, ипотека и автокредитование - последний остается самым беспроблемным. Потребительские ссуды породили кризис неплатежей, продвижение ипотеки оказалось под вопросом из-за кризиса ликвидности... Бог троицу любит?

 

Все хорошо, прекрасная маркиза...

 

Статистика свидетельствует: российский рынок автокредитования растет со скоростью опят на гнилом пне. За 2006 год он увеличился практически в два раза и достиг почти $10 млрд. В этом году прогнозируется рост как минимум на 50% - до $15 млрд.


Как и в случае с ипотекой, конкуренция привела к максимальной либерализации условий автокредитования: срок увеличился до 7 лет, ставки упали до 9-13%, первоначальный взнос перестал быть обязательным требованием, а ряд банков с этого года включают в сумму займа и стоимость страховки. В итоге автокредит стал доступен практически любому совершеннолетнему россиянину, проработавшему на последнем месте не менее полугода и способному хоть как-то подтвердить доход минимум в 20 тыс. рублей. Целевая аудитория автокредитования теперь определяется в полном соответствии с российской идиомой «Приходи кто хошь - бери что хошь».

 

«Сейчас на рынке предложен весь ассортимент автокредитов, - отмечает Николай Звегинцов, коммерческий директор Cetelem (подразделение группы BNP Paribas). - Потребитель выбирает между банками, руководствуясь уже не процентными ставками или условиями, а, скорее, мнением автосалона, в котором он приобретает машину, известностью банка, дополнительными услугами, которые ему могут быть предоставлены при использовании кредита».

 

Для банков автокредитование тоже оказалось весьма лакомым кусочком. Во-первых, здесь намного ниже затраты на обслуживание ссуд, поскольку автокредиты в среднем на порядок выше потребительских займов. Во-вторых, изначально решена проблема не только залога (как в случае с ипотекой), но и его оценки, поскольку цена автомобиля ясна априори. В-третьих, оборот средств (погашение ссуды) - в 4-6 раз быстрее, чем у той же ипотеки, а резервы под автокредитование требуются намного меньшие, чем под «потребы». Кроме того, автокредитование (во всяком случае, так было до очередного злополучного августа) - отличное сырье для секьюритизации активов, чем уже с успехом воспользовались Альфа-банк, «Союз», «Русский стандарт», «Хоум Кредит» и МДМ-Банк.

 

Банки, сделавшие ставку на этот рынок, не прогадали - как крупные, так и средние. Например, банк «Авангард», доселе аффилированный с конкретной бизнес-группой, именно на коне автокредитов начал движение к универсальному банку, обеспечил себе узнаваемый бренд и по объемам работы в этом сегменте успешно конкурирует с крупнейшими розничными банками.

 

Сегодня масштабное автокредитование - неизменный пункт в «меню» практически всех участников банковского ритейла, от Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка до крупных региональных игроков, таких как «АК Барс» или УРСА Банк. В целом, по данным портала www.pro-credit.ru, предложения по автокредитам включены в продуктовую линейку более чем 250 российских банков.

 

Формальные перспективы этого рынка остаются весьма оптимистичными. По предварительной оценке, объем автопродаж в этом году составит более 1,3 млн машин. Из них в кредит может быть куплено до 40-45%. А в дальнейшем предполагается, что Россия может вплотную приблизиться к стандартам европейского автомобильного рынка, где в кредит продается свыше 60% авто (в США - около 90%).

 

«Развитие автокредитования будет следовать западному пути, - полагает Диана Маштакеева, директор Поволжского кредитно-финансового центра. - Период легких денег прошел, проверка платежеспособности заемщика проводится жестче и разностороннее. Для клиентов, берущих автокредиты вторично, ставки могут быть снижены. Кроме того, в бюро кредитных историй накоплена определенная масса информации, которая позволит банкам более точно просчитывать риски. Значит, можно предположить индивидуализацию схем кредитования».

 

Голь на выдумки хитра

 

В огромную бочку меда добавляется небольшая ложка дегтя: последнее время некоторые страховщики и банкиры бьют тревогу по поводу того, что автокредитование в этом году стало делом более рисковым. Одна из причин - значительное увеличение случаев мошенничества.

 

Сегодня на российском рынке зафиксировано несколько вариантов таких афер. Одна из наиболее распространенных - оформление покупки авто в кредит по подложным или украденным документам. При экспресс-кредитовании такая схема может пройти вполне успешно, и к тому времени, когда настанет черед первого платежа, машина уже трижды перепродана или просто разобрана на запчасти.

 

Еще один вариант - ссуда оформляется на подставное лицо, например на нанятого за ящик водки и отмытого до приличного вида бомжа. В Москве был случай, когда мошенники привезли в банк целую группу деревенских жителей, на которых оформили партию автомобилей. Несколько уголовных дел с подобной подоплекой рассматривалось в Петербурге, Самаре, Казани, Ростове-на-Дону и других городах. Случались и обратные варианты: вполне респектабельный клиент подает заявку на автокредит, по которой принимается положительное решение. Однако кредитный эксперт сообщает клиенту об отказе, несостоявшийся заемщик уходит несолоно хлебавши, а на его ксерокопированные документы предприимчивые клерки банка и автосалона оформляют продажу автомобиля. В нижегородском филиале Юниаструм Банка была разоблачена группа мошенников во главе с управляющим филиала, которые таким образом оформили несколько десятков липовых автозаймов.

 

Еще один вариант мошенничества - поджог застрахованной машины. В этом случае страдает уже не банк, а страховая компания, которая выплачивает клиенту сумму, превосходящую его задолженность перед банком.

 

«Считается критичным, если уровень неплатежей по автокредитам достигнет 5% - в международной практике именно этот показатель стал «знаковым», - говорит Юлия Турбуева, ведущий специалист отдела розничного кредитования СМП-банка. - В России эта цифра колеблется на отметке 2,5%, но случаи мошенничества с автокредитами участились».

 

Банкиры, впрочем, понимают, что сами способствовали этому процессу. «На руку мошенникам жесткая конкуренция, из-за которой банки вынуждены идти на снижение требований к заемщикам, например, не запрашивая справку 2-НДФЛ, сокращая сроки рассмотрения заявки, запуская продукты, предполагающие выдачу кредита без первоначального взноса», - отмечает Сергей Рыбин, зампредправления банка «Стройкредит».

 

Но в конечном счете все упирается в процедурную лазейку. Во-первых, у мошенников остается возможность буквально за несколько часов выписать в ГИБДД новый ПТС на находящийся в залоге автомобиль. Во-вторых, в том же ГИБДД до сих пор нет системы регистрации авто, находящихся в залоге. Финансисты полагают, что именно здесь и «зарыта собака».

 

Сомкнуть ряды?

 

«Формирование баз данных автомобилей, являющихся предметом залога в банке, и препятствия по снятию таких авто с учета позволили бы существенно снизить риски, - подтверждает Олег Мещанинов, директор департамента продаж автокредитов Юниаструм Банка. - Пока эти схемы работают точечно и зависят от личных связей и договоренностей сотрудников банков с представителями ГИБДД». Понятно, что от системы точечного взаимодействия с банкирами в ГИБДД отказываются не чаще, чем заяц от морковки.

 

Страховщики также не спешат сплотиться в борьбе с «потрошителями» автокредитов. И это объяснимо: несмотря на набившие оскомину жалобы страховых компаний на невыгодность страхования автомобилей, на деле автокредитная грядка приносит страховщикам ощутимый урожай. Сергей Рыбин из «Стройкредита» отмечает: опыт общения со страховыми компаниями говорит о том, что денежные поступления от страхования «кредитных» машин занимают существенную часть в доходах страховщиков и «снижать темпы роста этого вида деятельности страховщики явно не намерены».

 

«Для страховых компаний автокредитование - постоянный, долгосрочный и высокий доход, -подтверждает и Александр Гребенко, аналитик компании «Кредитный и Финансовый консультант» (КФК). - Страховщикам очень выгодно работать с банками в области страхования залоговых автомобилей. Это подтверждается тем, что они готовы делиться комиссией с банками, брокерами и агентами, лишь бы привлечь больше застрахованных кредитных автомобилей». Ларчик просто открывается: пока ставки по страхованию авто, купленных в кредит, на несколько пунктов выше уровня страховки машин, приобретаемых за наличные. И эта маржа с лихвой покрывает риски от мошенничества.

 

У банкиров готовность «сомкнуть ряды» пока еще незаметна. Хотя первые шаги уже делаются, службы безопасности некоторых кредитных организаций наладили между собой обмен информацией о мошенниках. По мнению Юлии Турбуевой из СМП-банка, можно было бы задуматься и о создании профильного БКИ, специализирующегося на автокредитах. Однако пока это лишь в планах.

 

По оценке Олега Мещанинова из Юниаструм Банка, дефолты заемщиков по программам автокредитования в среднем составляют не более 3-5%. В этом случае большинство банков охотно предоставляет возможность реструктуризации долга или могут вообще устроить кредитные «каникулы», если заемщик сдаст машину в банк на хранение - до лучших времен.

 

Перспективы

 

Форс-мажоры автокредитования пока не стали причиной торможения автокредитного рынка. Напротив, аналитики полагают, что с конца 2007 года он получит новый импульс. В России начали работать два мировых автомобильных банка - Тойота Банк (финансовое подразделение Toyota Motor) и Даймлер-Крайслер Банк (подразделение одноименной корпорации). Это банки-монолайнеры, основная цель которых - кредитовать покупки автомобилей своих брендов. В скором будущем намерен открыть свою российскую «дочку» и BMW Bank. По условиям ссуд открывшегося первым Тойота Банка (9-11% годовых, до 5 лет) понятно, что автобанки внесут свою лепту в усиление конкуренции и либерализацию автокредитного рынка.

 

Впрочем, как отмечают участники рынка, принципиального снижения процентных ставок ждать не стоит, поскольку нижний предел все равно предопределен не столько конкуренцией, сколько ставкой рефинансирования ЦБ. Именно поэтому, как отмечает гендиректор финансового супермаркета «Кредитмарт» Николай Корчагин, в ближайшее время о появлении программ рефинансирования автокредитов (как это произошло с ипотекой) говорить не придется. «Отдельные программы рефинансирования существуют, но, по сути, это программы, разработанные автосалоном и банком для конкретной марки автомобиля, - говорит Корчагин. - Подобные акции носят либо рекламный характер, либо нацелены на увеличение объемов продаж какой-либо непопулярной марки». Принципиальный прорыв может произойти в другой части: если кто-то из кредиторов предложит клиентам возможность обратного выкупа машины в конце срока эксплуатации или обмен ее на новую с выгодным перекредитованием. Появление такого продукта, считают некоторые участники рынка, может совершить радикальный перелом.

 

Пока же основная конкурентная борьба предсказывается не в части «цены вопроса», а в обеспечении более комфортных условий. Здесь автобанки могут составить серьезную конкуренцию классическим кредитным учреждениям, поскольку более тесно связаны со «своими» автосалонами.

 

«Сейчас для успешной работы в области автокредитования банку, на мой взгляд, в какой-то мере необходим автомобильный профиль, - считает Александр Гребенко из КФК. - В связи с этим круг банков, активно участвующих в автокредитовании, будет сужаться, однако это не означает непременного лидерства автомобильных банков. Опыт показывает, что, например, совместная программа банка, брокера и автосалона, которая обеспечит клиенту индивидуальный подход, может оказаться выгоднее стандартных предложений банков автоконцернов».

 

Брокеры, кстати, в последнее время все активнее работают в автокредитовании. Этот продукт поставлен «на поток» и в том же КФК, и в «Фосборн Хоуме», и у других брокерских компаний. Кроме того, о своем намерении выдавать автоссуды недавно заявила и Cetelem. С учетом опыта европейских стран, где Cetelem - один из активных автокредиторов, это весьма значительное для участников рынка пополнение.

 

Cetelem, кстати, намерена апробировать в России собственную программу автокредитного скоринга, которая, по мнению представителей компании, позволит сочетать коня и трепетную лань - качественную проверку заемщиков с высокой скоростью принятия кредитного решения.

 

Еще один прогноз «на завтра»: акценты перекредитования будут перемещаться в провинцию. «Спрос на автокредиты сейчас удовлетворен лишь в городах-миллионниках, - напоминает Сергей Рыбин из «Стройкредита». - Активность автокредитования будет постепенно перемещаться в небольшие города в различных регионах страны. Вероятно, банки в этом случае будут идти вместе с официальными дилерами тех или иных автомобильных брендов, которые сегодня активно расширяют собственные региональные сети».

 

Аналитики полагают, что в обозримом будущем российский рынок автокредитов может вырасти примерно в два раза.

 

 

http://www.profile.ru/items/?item=24258

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом