Банки не смогут в одностороннем порядке повышать ставки по кредитам
Естественно, банки в такой ситуации будут искать, как компенсировать свои потери – настоящие и будущие. А граждане – со страхом ждать, какие еще испытания им предстоят.
В такой нестабильной обстановке большинство банков не скрывают, что могут прибегнуть к изменению условий кредитования не в пользу заемщика. Печально, но уже зафиксированы случаи, когда из-за кризиса повышались процентные ставки по кредитным договорам, заключенным ранее, а один из банков даже попросил заемщиков досрочно вернуть 30% от суммы задолженности. И нет гарантий, что другие банки не последуют его примеру.
"К изменению условий по действующим кредитным договорам прибегают некоторые банки с целью нивелировать потери на фоне роста стоимости заимствований и стимулировать досрочные частичные и/или полные возвраты. А если учитывать, что в нашей стране только небольшая часть кредитов физическим лицам выдана по плавающим ставкам, то изменение условий кредитования является одним из немногих способов управления доходностью", – объясняет Ярослав Романов, советник по связям с общественностью КБ "Московское ипотечное агентство".
Надо отметить, что право банков на подобные действия оговорено в законе. Есть обстоятельства, при которых кредитное учреждение может требовать от гражданина досрочного возврата кредита вместе с причитающимися процентами. Такое возможно, если заемщик нарушит срок возврата части кредита, утратит обеспечение, не выполнит условия договора о целевом использовании суммы кредита и т.д.
Поэтому практически все кредитные договоры содержат положения о том, что кредитор при определенных условиях имеет право в одностороннем порядке повысить процентную ставку по кредиту, а в некоторых случаях – потребовать досрочного погашения кредита полностью или частично.
"Такими условиями, как правило, выступают форс-мажорные обстоятельства, независящие от воли сторон, – рассказывает независимый банковский аналитик Станислава Панфилова. – В самом простом случае это резкое изменение ставки рефинансирования. Обычно к ней банки "привязывают" проценты. А вот для досрочного прекращения кредита должны быть основания посерьезнее. И последние события кризисного времени, когда общий уровень зарплат понизился и растет число безработных, показывают, что такие основания могут появиться. Например, резкое ухудшение материального состояния клиента-должника. И банкам приходится рассматривать кризис как форс-мажор".
Естественно, заемщики-граждане опасаются, что в таких условиях окажутся абсолютно незащищенными и банк сможет в любое время пойти на жесткие меры.
Однако, по мнению экспертов – представителей кредитных учреждений, если это и возможно, то в исключительных случаях. Как считает Ярослав Романов, вряд ли банки будут широко применять практику изменения условий по выданным кредитам, поскольку эта мера затрагивает репутационную и имиджевую составляющую деятельности банков и оголяет их проблемы на раннем этапе.
Все же депутаты решили не рисковать и внесли в Госдуму законопроект, который запрещает банкам в одностороннем порядке пересматривать условия по уже заключенным договорам с физическими лицами.
По словам председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике, первого секретаря президиума генсовета "Единой России" Андрея Исаева, в условиях снижения платежеспособности населения гражданин выступает в правоотношениях с кредитной организацией как экономически слабая и незащищенная сторона, поэтому необходимо законодательное закрепление его имущественных прав.
Согласно предложенному депутатами положению, банк не может односторонне сократить срок действия кредитного договора, заключенного с заемщиком-гражданином, увеличить размер указанных в договоре процентов или комиссионного вознаграждения по операциям. С прошлого года подобное правило действует в отношении депозита.
Для заемщиков – физических лиц аналитики оценивают поправки как безусловно благоприятные. "Законопроект играет положительную роль не только потому, что его принимают в период кризиса, но и потому, что кредитные отношения начинают приобретать рыночный характер и отражают принцип равенства сторон", – говорит Вадим Ткаченко, главный юрист аудиторско-консалтинговой группы компаний "Градиент Альфа", член экспертного совета при комиссии Московской городской Думы по законодательству.
Казалось бы, на банках эти поправки могут сказаться негативно. Однако и им новые положения не кажутся устрашающими. Так, Ярослав Романов отмечает, что поправки носят заградительный характер, так как у большинства банков в кредитных договорах и раньше указывались причины, по которым может произойти изменение условий предоставления кредита не в пользу заемщика.
А Екатерина Ульянова, финансовый аналитик "Дельтакар", подчеркивает, что поправки носят превентивный характер и скорее направлены на предупреждение возможных в будущем негативных событий. "Банки в условиях кризиса, с одной стороны, сосредоточены на привлечении вкладов, с другой – прописывают для заемщиков в заключаемых кредитных договорах более жесткие условия. И за счет этих мер пытаются обойти проблемные места. А крайние меры, такие как досрочное требование о погашении кредита, для банка возможны только в случае очень нестабильной ситуации, когда он находится на грани банкротства. Причем сделать это банк может только тогда, когда это четко прописано в договоре. Однако если закон запретит кредитным учреждениям прибегать к этой мере, то гражданам-заемщикам в каком-то смысле будет спокойнее", – считает эксперт.
Некоторые специалисты и вовсе оценивают поправки как бесполезные. "Сейчас банки не заинтересованы в заключении новых кредитных договоров, да и спрос на них невысок, а в посткризисное время условия по выдаваемым кредитам будут смягчаться и поправки опять не будут востребованны", – отмечает Владимир Батов, аналитик Центра новых технологий.
Сейчас законопроект находится на доработке, и, по словам Вадима Ткаченка, остается надеяться, что к окончательному его принятию он не сильно будет изменен в сторону поддержки интересов банков.
Источник: www.credits.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.