Чтобы спасти литературу, ее нужно отменить
Какие у предмета цели? Их немало. Во-первых, экскурс в историю той или иной эпохи на примере того, как и про что тогда писали. Просто познавательно.
Во-вторых, литературный язык. Читая произведения внимательно, пополняем словарный запас и учимся конструировать предложения. Если ответственно подойти к написанию сочинения по прочитанному, эти навыки обязательно закрепятся.
В-третьих, социальное развитие. Узнаём про актуальные социальные проблемы отцов и детей, бедных и богатых, честных и лицемерных. Про экстремальные ситуации, в которых оказываются герои, и в которых может оказаться каждый.
В-четвёртых, полемические навыки. На математике и биологии программу обучения поставить под сомнение довольно сложно. В литературе можно и нужно спорить и с точкой зрения учителя и с мнениями литературных критиков.
Плюс бонусы в виде развития памяти и речи путём заучивания отрывков, а также закрепления познания в письменной грамотности через сочинения.
Казалось бы, как здорово! Одним предметом убиваем столько зайцев. Но теперь про реализацию.
1. Составление программы. Какая-то комиссия решает, на каких именно книгах должны развиваться школьники. Причём одно поколение развивается по одной программе, а следующее по другой, потому что предпочтения комиссии меняются вместе с её составом. Гниловатая система, не правда ли? Особенно если вдобавок рекомендации по школьной программе спускаются на комиссию сверху.
2. Усвоение материала. Всем памятный
Просто садимся и вместо отдыха во дворе или на даче засовываем в себя роман за романом, закусывая повестями. И одна мысль: когда же эта жесть закончится? Понятно, что таких мазохистов мало, и большинство пробегает
3. Работа на уроке. Учитель рассуждает на тему
4. Контроль успеваемости. Система проста. Те, кто работают на уроке, получают
Очевидно, что КПД преподавания литературы ниже, чем у любого другого школьного предмета. Неинтересные произведения, глупая система преподавания и проверки знаний не способствуют развитию ни по одному из приведённых в начале текста направлений.
Я предлагаю следующие шаги по выправлению ситуации.
1. Предмет с названием
2. Культурология. Брать временной отрезок и в его рамках изучать не только литературу, но и живопись и музыку. Произведения проходить обзорно. И это правильно: если школьник заинтересуется, то прочитает книгу по своей инициативе, что гораздо эффективнее
3. Родная речь. Сюда вынести заучивание стихотворений и отрывков. Сюда же упражнения по стилю речи и письма. Сейчас эти упражнения не входят ни в курс литературы, ни в курс русского языка. Оценки за речевые ошибки в сочинениях учитель снижает регулярно, а учиться их избегать ученик должен, вроде как, самостоятельно, по ходу. Это непорядок. В этом же курсе должна оттачиваться риторика, умение вести полемику. И не обязательно по теме произведений, которые почти никто не читает. Здесь же и сочинения, и тоже не обязательно по книжкам, а, например, по музыкальному отрывку или картине.
4. ОБЖ. Добавить то, что поможет
Источник: www.gazeta.ru