Мобильный банкинг повышает доступность банковских услуг

Источник: РБК.Кредит  


Человечество вступило в ХХI век с мобильным телефоном в руке. Телефон – это не только средство связи, но уже и миниатюрный банковский офис. По мнению экспертов, к концу 2009 года около 25% абонентов мобильной связи в мире будут пользоваться беспроводными банковскими услугами. А российский рынок электронных платежей уже в 2008 году вырастет на 40–50%. Такой рост будет обеспечен в основном за счет появления новых технологий. Особенно активно будет развиваться мобильный банкинг (телебанк).


Мобильный банкинг – это дополнительная функция SIM-карты, позволяющая получить доступ к денежным средствам на банковском счете с мобильного телефона. С помощью мобильного телефона клиенты банка смогут не только получать информацию об изменениях счета, но и покупать и продавать валюту, делать переводы, пополнять суммы на пластиковых картах, оплачивать коммунальные услуги, сотовую связь, доступ в Интернет, междугородные и международные переговоры и т. д. Эту услугу предоставляют многие банки: Сбербанк, МБРР, "Райффайзенбанк", "Альфа-Банк" и другие. 


"С точки зрения доступности банковских и финансовых услуг, мобильный телефон, безусловно, позволит эту проблему решить. Что касается фактического положения дел, то можно с сожалением констатировать, что мы уступаем в этом направлении и Западной Европе, и странам Юго-Восточной Азии", – констатирует Михаил Мамута, президент Российского микрофинансового центра.


Но, несмотря на то что многое еще предстоит сделать, кое-что уже сделано. "Банки предоставляют полноценный сервис, не только информационный, но и возможность управления счетами, возможность проведения платежей", – отмечает Дмитрий Агуреев, заместитель председателя правления МБРР. Хотя в большинстве случаев, конечно, реальное управление счетом, платежи и переводы предоставляют ограниченное количество банков (таких на рынке буквально три-пять), продолжает эксперт.


SMS-оповещение


SMS-оповещение является лишь одним из каналов дистанционного банковского обслуживания. Хотя для российских банков предоставление клиентам возможности пользоваться их услугами в любое время и без посещения отделений и филиалов означает автоматическое увеличение количества операций по счетам и, следовательно, комиссионных. "SMS-оповещение – это лишь первая технологическая ступень, которую должен пройти банк, чтобы запустить этот сервис, а дальше уже развитие платежных сервисов, кредитных услуг – то есть мобильный банкинг – со временем позволит клиенту получать кредит с помощью мобильного телефона", – говорит Дмитрий Агуреев.


"На данный момент нет никаких технологических ограничений для того чтобы в дальнейшем развивать услугу мобильного банкинга", – считает Михаил Мамута. Удобство для клиента и банка очевидны, однако в ближайшие годы эта услуга не сможет выйти на западный уровень ни количественно, ни качественно – одна из причин в том, что банки практически не продвигают мобильный сервис.


Безопасность


Один из главных вопросов, которые возникают при проведении банковских операций через мобильный телефон, связан с безопасностью. Если вспомнить скандалы с кражами паролей к кредитным картам и распространенными на черном рынке базами данных сотовых операторов и самих банков, то недоверие частных клиентов к такому способу оплаты вполне объяснимо. Но, по словам Дмитрия Агуреева, безопасность мобильного банкинга даже выше, чем при пользовании кредитными картами.


Самый надежный, но и самый неудобный способ защититься от банковских мошенников при проведении платежей через этот канал — использование электронной цифровой подписи.


Проблемы


Как отмечают эксперты, для развития мобильного банкинга в России прежде всего необходимо решить технические проблемы, проблемы, связанные с уровнем готовности клиента заключать это соглашение, и проблемы регулирования, то есть недостаточность нормативно-правовой базы для развития и нормального обеспечения мобильного банкинга.


Сотовые операторы сегодня борются за то, чтобы предоставлять услугу мобильного банкинга, они готовы работать с клиентами банка и контролировать возможность покупки товара, но банки с этим не соглашаются. По мнению Дмитрия Агуреева, банк – это организация, которая изначально создавалась для того чтобы сохранять деньги и приумножать их. Сотовые же операторы имеют несколько другую специфику, то есть технологическая часть, связанная с распространением услуги, может быть поручена сотовым операторам. А уже расчеты, управление счетами, борьба с рисками – это, безусловно, дело банка, заключает эксперт.


* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.






Источник: www.moneynews.ru
  • управление бюджетом