Не надо ждать грома

Ресурсов государственных банков не хватит для кредитной поддержки экономики. Чтобы не допустить коллапса, пора запускать новые инструменты финансирования бизнеса.

Финансовые ресурсы, выделенные банковской системе на поддержку ее ликвидности, до реального сектора экономики в полной мере не дошли.


Об этом говорят итоги анализа кредитной активности банков: в среднем по стране за октябрь портфель кредитов предприятиям и организациям, по расчетам аналитического центра "Эксперт-Урал", вырос всего на 1,5%. Для сравнения: в благополучном августе он увеличился на 3,1%.


Не та цена


Частные банки, и региональные, и московские, уменьшили портфель кредитов предприятиям от 2,3% до 3,8%. У некоторых крупных частных федеральных банков, работающих в регионах, объемы выданных кредитов в сегменте упали на 6 – 8%, у других – на 15%, есть потерявшие и до 25%. Менеджеры признаются: дело не в отсутствии денег. Ситуация с пассивами остается крайне непредсказуемой, вкладчики в любой момент могут начать массово снимать деньги. Чтобы не провоцировать развитие паники, банки должны иметь средства для погашения досрочно расторгаемых договоров. Поэтому банкиры рассуждают так: лучше попридержать деньги, получить меньший доход, но иметь запас прочности.


– Чтобы исключить возможные панические настроения, государству, на мой взгляд, надо сделать один простой шаг: распространить гарантии на все без исключения вклады, вне зависимости от сумм. Цена вопроса даже при самом худшем раскладе – 50 – 60 млрд. долларов, и почему это не делается, мне непонятно, – разводит руками президент Альфа-Банка Петр Авен.


Возможно, власть рассчитывала на то, что экономику будут поддерживать государственные банки, которые сразу после обвала фондовых рынков получили финансовые ресурсы. Однако за сентябрь госбанки увеличили кредитование всего на 4,5%, а финансирование крупных корпоративных клиентов возобновилось лишь в октябре (объемы кредитов в целом по госбанкам выросли на 8,6%). Наиболее активную позицию в регионах сейчас занимает ВТБ (рост 17%). По словам управляющего Екатеринбургским филиалом ВТБ Александра Парамонова, за эти полтора месяца филиал увеличил кредитный портфель на 10 млрд. рублей за счет роста как лимита по уже открытым линиям, так и кредитования новых клиентов. Конечно, условия уже не те.


– Требования ужесточились, – рассказывает об изменении подходов к кредитованию клиентов ВТБ Александр Парамонов. – Во-первых, мы пока ограничили срок кредитования до одного года: все-таки ситуация на рынках остается непредсказуемой и мы не можем рисковать ресурсами. По этой же причине очень осторожно подходим к кредитованию новых инвестиционных проектов, стараемся помочь предприятиям завершить уже начатые. Во-вторых, пересмотрели систему анализа заемщиков: значимым критерием является не столько обеспечение, хотя и ему мы уделяем большое внимание, сколько наличие у клиентов устойчивых денежных потоков от продаж. Но мы не вводим никаких ограничений по отраслям, все зависит от качества конкретного заемщика.


Есть рецепты


Таким образом, крупные корпоративные клиенты финансирование, пусть даже короткое, получать начали. Но проблема в том, что госбанки в регионах (может быть, за исключением Сбербанка) изначально ориентировались именно на крупный сектор. Между тем основная масса средних компаний обслуживалась в частных банках, как правило, сразу в нескольких. А они сегодня резко снизили объемы кредитной поддержки.


– Само по себе это кредитное сжатие плохо воздействует на реальную экономику, – убежден председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин. – Я не представляю, как бизнес может существовать без кредита вообще. И надо сейчас думать именно об этом. Банк, ограничив выдачу кредитов, меньше заработает, но в этом нет системной проблемы. Финансировать нужно не банки, как у нас сейчас это делается, а бизнес.


С этой позицией согласен и Петр Авен:


– Да, ЦБ запустил механизм проведения беззалоговых аукционов, но это деньги короткие, ликвидность не доходит до реального сектора, ему просто не нужны пятинедельные кредиты. Инструменты для изменения этой ситуации на самом деле есть, и мне опять же непонятно, почему ЦБ ими не пользуется.


О том, как можно снять кредитный коллапс, Петр Авен и Олег Вьюгин говорят уже не на одной конференции, писали об этом и в ЦБ. Суть предложений в следующем. Как мы уже говорили, деньги у банков есть. Примерную сумму ресурсов, необходимых для финансирования среднего и малого бизнеса, посчитать тоже можно. Эта сумма выставляется на лимитный аукцион. Допущенные к нему банки борются на право кредитования. Предметом торга является ставка, по которой выигравший банк кредитует бизнес за счет собственных средств, а затем получает от государства рефинансирование под залог этого кредитного договора. Следующий шаг – сдача этого договора назначенному правительством агенту, в качестве которого может выступать Внешэкономбанк.


– Все риски возврата кредита в данном случае находятся в банке, – объясняет плюсы Олег Вьюгин. – Каковы риски государства? По сути, он один – если финансовый институт, участвующий в этой схеме, обанкротится. Но и тогда у агента все равно остаются права требования по кредиту: он может его продать, передать и так далее. Просто такие институты надо тщательно отбирать, вот и все.


Очевидно, власти к предложениям банкиров не прислушиваются по одной простой причине: гром не грянул. Пока еще не чувствуется ни спада производства, ни социальных волнений. Но эта недооценка влияния кредита на бизнес может потом обойтись очень дорого. Об этом говорит опыт соседнего Казахстана, который чуть раньше России столкнулся с последствиями мировой нестабильности. Власти этой страны на первых порах тоже помогли только системообразующим банкам. В результате 80% предприятий малого бизнеса просто ушли с рынка именно из-за того, что враз лишились кредитной поддержки.



Источник: www.credits.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом