Банкиры, ледоколы и санитары
Журнал «Профиль» 28 января 2008 год
http://www.profile.ru/items/?item=25205
Авторы: Ян Арт, Юлия Уханова
Традиционный рейтинг влиятельности российских финансистов журнала «Профиль» во многом отражает бизнес-итоги минувшего года на отечественном финансовом рынке. Ибо «вес» персоналий определяется по большей части «весом» и успехом возглавляемых ими «кошельков».
Все решают большие батальоны
Смена руководства в Сбербанке стала главным событием, повлиявшим на расклад в top-20 наиболее влиятельных финансистов страны. В тройке лидеров этого рейтинга остался лишь один неизменный персонаж – президент и председатель правления ВТБ Андрей Костин (1-е место). Главное достижение ВТБ в минувшем году – триумфальное IPO на $8 млрд, которое заметно укрепило мышечную систему второго по величине банка страны. И он не менее успешно работает локомотивом всей банковской группы ВТБ, расширяющей свои плацдармы в сфере банковской розницы.
На 2-м месте рейтинга оказался новый шеф Сбербанка Герман Греф – пока, понятно, исключительно «по должности». Впрочем, эксперты высоко оценили и некоторые личные качества Грефа, в частности известность в зарубежных деловых кругах, влияние на финансовые процессы в стране и т.п. Об успехах в бизнесе пока говорить не приходится (напомним, что рейтинг составлялся на основе оценок декабря прошлого года). Остаток года Греф провел в поисках адекватной замены разбежавшейся команде топ-менеджеров Сбербанка.
Третье место заняла фигура, прежде «выпавшая» из рейтинга влиятельных финансовых чиновников страны, – Владимир Дмитриев, председатель Внешэкономбанка (ВЭБ). С лета ВЭБ, мановением президентской руки превращенный в Банк развития и внешнеэкономической деятельности, готовится к большим деяниям на поприще проектного финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса. Эксперты полагают, что новый год определит место и «вес» обновленного ВЭБа на рынке.
На 4-е место поднялся Петр Авен, президент Альфа-банка (в прошлом рейтинге он занимал 5-ю строчку). На 5-м месте – президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, который в прошлом году продолжал укрепление российского банковского лобби и добился участия АРБ практически во всех процессах, связанных с формированием правил игры на финансовом рынке.
На 6-м месте по-прежнему Андрей Акимов, председатель правления Газпромбанка. В абсолютных цифрах его рейтинг также остался стабильным. Председатель совета директоров финансовой корпорации «УралСиб» Николай Цветков в минувшем году отошел от непосредственного управления, покинув кресло председателя правления корпорации, но по-прежнему занимает в списке самых влиятельных финансистов России 7-е место.
Рейтинг Олега Вьюгина, председателя совета директоров МДМ-Банка, в абсолютных цифрах несколько снизился, однако бывший шеф Федеральной службы по финансовым рынкам сохраняет за собой 8-ю позицию. На 9-е место поднялся Михаил Шишханов, президент Бинбанка (в прошлом рейтинге занимал 10-ю строчку), хотя в абсолютных цифрах его рейтинг также снизился на несколько пунктов. В первую десятку вернулся президент Банка Москвы Андрей Бородин (10-е место против 15-го в прошлом рейтинге).
На 11-м месте – президент Ассоциации региональных банков «Россия» (АРБР) Анатолий Аксаков (в абсолютных показателях его рейтинг снизился). Основным достижением Аксакова в прошлом году можно считать непростое (специфика избирательного округа) переизбрание в Госдуму от партии «Справедливая Россия». Посвященные отмечают, что Аксаков прошел буквально «по лезвию бритвы», и отдают должное бойцовским качествам шефа АРБР.
12-е место занял Александр Попов, председатель правления Росбанка. Продолжает снижаться рейтинг единственного иностранца в списке самых влиятельных российских финансистов: Мишель Перирен, председатель правления МДМ-Банка, занял на этот раз 14-е место (в прошлом рейтинге был на 13-м). За ним следуют Михаил Фридман, председатель совета директоров Альфа-банка
(15-е место), и Владимир Столяренко, президент «Еврофинанс Моснарбанка» (16-е место).
На 17-й позиции – президент–председатель правления «ВТБ 24» Михаил Задорнов, позиции которого за последние месяцы прошлого года несколько укрепились. А на 18-е переместился председатель совета директоров «Русского стандарта» Рустам Тарико, рейтинг которого продолжает снижаться уже более полугода. Впрочем, на фоне прокурорских проверок РС, учиненных летом минувшего года, это более чем понятно. «Время спринтеров прошло, вперед выходят стайеры» – так прокомментировал ситуацию один из наших экспертов.
На 19-й и 20-й строчках – все те же лица: Евгений Бернштам, президент ХКФ Банка и один из главных акционеров брокерской компании «Фосборн Хоум» и коллекторского агентства «Секвойя», и Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации. Рейтинг первого в абсолютных цифрах остался практически неизменным, рейтинг второго немного снизился.
Эксперты отметили еще несколько персонажей, которые не вошли пока в top-20 влиятельных российских финансистов, но находятся по своим показателям как минимум «на пороге». Среди них – новый председатель правления «УралСиба» Андрей Донских, шеф и основной акционер банка «Возрождение» Дмитрий Орлов и два региональных банкира: председатель совета директоров УРСА Банка Игорь Ким и предправления «АК Барса» Роберт Миннегалиев. Заметно вырос общественный «вес» двух иностранцев – шефа Райффайзенбанка Йохана Йонаха (в минувшем году австрийцы окончательно «переварили» Импэксбанк, и финансовые позиции группы «Райффайзен» значительно «округлились») и президента BSGV Марка-Эммануэля Вивеса (группа Societe Generale завершила формирование контрольного пакета Росбанка и таким образом становится второй после ВТБ банковской группой на российском рынке по размерам активов).
Ледоколы идут
В рейтинговом перечне наиболее значимых персон российского финансового рынка фигурируют не только признанные лидеры отечественного финансового рынка, но и те, кто «взрывает» привычные расклады. 13-е место в top-20 заняла Татьяна Парамонова. В минувшем году она окончательно покинула Центробанк («железную леди» ЦБ удаляли оттуда буквально по частям, лишая постепенно всех должностей). Но почти мгновенно «воскресла» в новом качестве: летом она стала представителем президента России в Национальном банковском совете. Одновременно Парамонова в качестве финансового советника вошла в команду президента ОАО «РЖД» и председателя совета директоров ТрансКредитБанка Владимира Якунина. Основные качества Парамоновой, высоко оцениваемые нашими экспертами, – профессиональные знания и уровень международной известности.
Нельзя считать списанной со счетов и еще одну бизнес-леди отечественного банкинга. Бывший первый зампредправления Сбербанка Алла Алешкина покинула top-20 российских финансистов, но по итогам экспертного опроса вошла бы в первую тридцатку. Алешкина по призыву своего бывшего шефа Андрея Казьмина перешла в Связь-банк. Эксперты полагают, что в этом году новоиспеченные «почтальоны» реализуют давние банковские амбиции российских связистов.
Еще одна фигура, маячащая на пороге первой двадцатки, – новозеландец Стивен Дженнингс, предправления группы «Ренессанс Капитал». В прошлом году РК вошел в top-10 мировых инвестбанков – организаторов IPO, и имя Дженнингса все чаще упоминается экспертами «Профиля».
Равно как и другое англосаксонское имя. Джеймс Кук, возглавляющий инвестиционный фонд Aurora Russia Limited, в минувшем году дал старт своему очередному детищу – финансовому супермаркету «Кредитмарт». Одновременно Кук стал членом совета директоров российской «дочки» банка ICICI и купил блокирующий пакет акций одной из наиболее крупных российских систем денежных переводов – «Юнистрима», окончательно выделившегося из недр Юниаструм Банка в самостоятельную компанию.
Стабильность – признак мастерства
Рейтинг наиболее влиятельных российских финансовых чиновников за прошедшие три месяца практически не изменился. На первом месте по-прежнему министр финансов Алексей Кудрин. Правда, в абсолютных цифрах его рейтинг несколько снизился, несмотря на то, что в прошлом году к Кудрину вернулся титул вице-премьера. Одна из причин, судя по оценкам наших экспертов, – скандал вокруг его арестованного заместителя Сергея Сторчака.
Вырос на несколько пунктов рейтинг председателя Центробанка Сергея Игнатьева (2-е место). В прошлом году ЦБ много раз подвергался критике со стороны игроков банковского рынка, однако Игнатьев перед напором устоял, свой ближний круг «отформатировал» и пока весьма уверенно смотрит в будущее. Тем более что все, даже наиболее критично настроенные банкиры, отмечают: по большому счету Игнатьеву удалось собрать в ЦБ весьма квалифицированную команду. Его заместители Алексей Улюкаев, Геннадий Меликьян, Георгий Лунтовский и Виктор Мельников выстроились в top-10 чиновников-финансистов строго «по ранжиру» – с 3-го по 6-е место.
На 7-ю строчку поднялся Владимир Миловидов, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ранее занимал 8-ю позицию). Его рейтинг в абсолютных показателях немного подрос. Эксперты отмечают, что Миловидов, назначенный шефом ФСФР после ухода Олега Вьюгина в мае прошлого года, вполне освоился на новом месте, и в целом работа ФСФР оценивается участниками рынка весьма позитивно.
Новая фигура в «казенном» рейтинге – руководитель другой федеральной службы. Олег Марков, возглавивший после назначения Виктора Зубкова премьер-министром Федеральную службу по финансовому мониторингу, занял 8-е место. Причем эксперты отмечают, что Росфинмониторинг по-прежнему работает в «атакующей манере», заданной его прежним шефом.
Примерно к тому же стилю склоняется и Агентство по страхованию вкладов (АСВ), генеральный директор которого Александр Турбанов занял 9-ю строчку рейтинга. В минувшем году АСВ начало публично «коллекционировать» основные схемы преднамеренного вывода активов из банков-банкротов и собирается внимательно отслеживать схожие ситуации и в будущем. Вполне в духе времени: разведка – наше все.
Впрочем, рекордсмен по «отслеживанию» всего и вся в нашем рейтинге появился впервые. Руководитель Федеральной службы по потребительскому надзору Геннадий Онищенко вопреки формальным признакам (это ведомство к финансовым никак не относится) назван нашими экспертами в числе наиболее влиятельных чиновников-финансистов страны (10-е место). Основные критерии, по которым Онищенко вошел в десятку, символичны: агрессивность проводимой политики и влияние в госструктурах. Весь прошлый год Роспотребнадзор проверял жалобы заемщиков на банки, а к концу года Онищенко заявил, что намерен заниматься этим и впредь.
Из «почти вошедших» в рейтинг наиболее заметна фигура Владислава Резника, шефа банковского комитета Думы в прошлом созыве. В 2007 году Резник выступил с резкой критикой Центробанка, суммировав все претензии участников рынка к существующей системе надзора. Радикалы углядели в нем даже будущего претендента на должность шефа ЦБ. Однако, скорее всего, статус-кво сохранится и Резник вкупе с Парамоновой будут олицетворять традиционный принцип российской политики – систему «сдержек и противовесов».
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.