«Чистая формальность» от альфы до омеги
Журнал «Профиль», 4 февраля 2008 года
http://www.profile.ru/items/?item=25271
Автор: Ян Арт
Одно из наиболее громких событий последней недели на российском финансовом рынке — известие о том, что Михаил Фридман оставляет пост председателя совета директоров Альфа-банка. Эпоху банкиров-олигархов можно считать окончательно завершенной.
Фридман уходит
Как заявляют в Альфа-банке, Михаил Фридман намерен сосредоточиться на общем руководстве консорциумом «Альфа-Групп», а его кресло в совете директоров с 1 февраля занимает бывший первый заместитель Фридмана чех Петр Шмида.
За Фридманом остаются кресла в совете директоров банка, а также компании «ВымпелКом» и X5 Retail Group N.V., должности председателя наблюдательного совета директоров «Альфа-Групп» и председателя совета директоров ТНК-ВР.
Топ-менеджеры «Альфы», комментируя эту рокировку прессе, наперебой напоминали, что ничего неожиданного и сенсационного здесь нет. В частности, отметили, что уход Фридмана и назначение Шмиды — «чистая формальность», поскольку председатель совета директоров Альфа-банка «довольно продолжительное время не занимается оперативной работой». Еще одно объяснение: Фридман хочет сосредоточиться на телекоммуникационных проектах консорциума. И наконец, третья из называемых причин: мол, стратегия банка подразумевает, что его акционеры не должны осуществлять прямое руководство деятельностью. Последнее, правда, выглядит несколько надуманно, особенно если учесть, что вся «Альфа-Групп» всегда отличалась активно работающими акционерами, а президент банка Петр Авен владеет более 13% его акций.
Напомним, что Михаил Фридман, общее состояние которого оценивается в $13,5 млрд, в свою очередь, контролирует более 36% акций Альфа-банка, являясь его крупнейшим акционером.
Вице-президент «Альфы» Александр Гафин сообщил журналистам, что Фридман будет участвовать в жизни банка, оставаясь членом совета директоров, а его уход с поста председателя связан с намерением акционеров банка передать бразды правления профессиональным кадрам — «передоверить ношу своим наемным сотрудникам».
Кадры решают все?
Однако назначение Петра Шмиды вызывает определенный скепсис в банковских кругах. Шмида стал первым заместителем Фридмана чуть более полугода назад, а до этого он находился на позиции главного управляющего директора Альфа-банка. Чех был отстранен от оперативного управления, когда его стратегия управления филиальной сетью была признана неэффективной. Одновременно Шмиду упрекают в определенной «слабине» по линии инвестиционных проектов банка. К тому же именно при нем из «Альфы» уволились многие топ-менеджеры, составлявшие костяк прежней команды.
По словам одного из «альфовцев», Петр Шмида имеет весьма низкий авторитет в коллективе. А в банковском сообществе России его назначение на должность председателя совета директоров восприняли, мягко говоря, «с известной долей сомнения».
«Все равно Фридман как был, так и останется реальным лидером Альфа-банка, пусть даже и неформально, — заметил в интервью «Профилю» один из известных российских банкиров, пожелавший остаться неназванным. — При решении любого мало-мальски существенного вопроса будут по-прежнему обращаться к нему. А на оперативном управлении останется Рушан Хвесюк, нынешний главный управляющий директор. Чем в этой ситуации реально займется Шмида — не очень понятно».
А у вас молоко убежало…
Возможно, попытками «расшить узкие места», наметившиеся в деятельности Альфа-банка в последнее время?
Одно из них недавно получило публичный «выплеск», едва не закончившийся конфликтом двух корпораций. Речь идет о намерении госкомпании «Транснефть» перевести свои счета из Альфа-банка в Сбербанк. Несколько ранее, в прошлом ноябре, свои счета в Альфа-банке закрыл «Газпром».
После того как банк не смог оперативно вернуть компании остатки со счетов в сумме 16 млрд рублей, «Транснефть» обнародовала свои претензии к «Альфе» и подала иск в Арбитражный суд Москвы. Конфликт, впрочем, удалось уладить: недавно иск был отозван, а шефы «Транснефти» и Альфа-банка заявили об урегулировании ситуации. Однако, как говорится в старом анекдоте, «ложечки-то нашлись, а вот неприятный осадок остался». Альфа-банк на днях распространил пресс-релиз, в котором напомнил, что его активы составляют более $17,1 млрд, а число корпоративных клиентов — свыше 51 тыс. Однако вряд ли целая армия клиентов заменяет двух таких, как «Транснефть» и «Газпром». Так что с этой точки зрения подобный релиз напоминает бодрый доклад на одном из писательских съездов времен культа личности: «Тульская писательская организация насчитывает 300 членов. А ведь до революции в Тульской области работал лишь один писатель… — Простите, а кто это был? — Лев Толстой…»
Сухая цифирь тоже свидетельствует о наличии «узких мест». Если в 2003 году за сделку между ТНК и ВР (образование компании ТНК-ВР) Михаил Фридман был назван одним из самых выдающихся предпринимателей года (по версии журнала BusinessWeek) и одним из 25 бизнес-лидеров новой Европы (по версии газеты Financial Times), то далее успехи шли по нисходящей. В частности, если 2006—2007 годы стали «золотым временем» для многих российских банков, то в «Альфе» в этот период прибыль неуклонно снижалась. По итогам 2006 года она составила 4,96 млрд рублей, по итогам 2007-го — лишь 3,1 млрд рублей. Сейчас банк обладает собственным капиталом в 59,5 млрд рублей и контролирует активы на сумму 411,2 млрд рублей, однако, по словам одного из топ-менеджеров другого крупного российского банка, с учетом истории и ранее завоеванных позиций «Альфы» эти «цифры могли быть принципиально выше».
Плюс значительные кадровые потери, которые Альфа-банк понес в последние годы. «По сути, «Альфа» стала донором кадров для многих других кредитных учреждений», — отметил «Профилю» один из наших банковских экспертов.
И наконец, у «Альфы» довольно низкий уровень доверия со стороны населения. По данным известного финансового портала Banki.ru, Альфа-банк устойчиво занимает последние места в традиционном «Народном рейтинге» этого портала. Схожая тенденция наблюдается и в оценках профессионалов: в рейтинге наиболее влиятельных российских финансистов, который ежеквартально готовит «Профиль», позиции Михаила Фридмана значительно снизились (см. «Профиль» №3 от 28 января 2008 года).
Уйти, чтобы остаться?
Одна из наиболее радикальных версий объяснения происходящего — отношения «Альфа-Групп» с властями находятся на грани фола. В частности, в конце минувшего лета была опубликована статья Ивана Трегубова, в которой автор отмечает, что долгие годы боссам «Альфа-Групп» удавалось балансировать между группой «непримиримых» и группой «лояльных» олигархов. Однако теперь, как констатировал политолог Станислав Белковский, «из всех бизнес-магнатов именно Фридман находится ближе всего к той критической черте, за которой следует конфликт с властью».
Косвенный признак — «Альфа» выходит из нефтяного бизнеса. Не так давно «Альфа-Групп» обратилась к западным финансистам с предложением выкупить принадлежащие «Альфе» права требования акций британской компании BP (часть акций используется компанией для оплаты ее участия в холдинге ТНК-BP). Эксперты считают, что это означает желание «Альфы» «обналичить» свои сырьевые активы. И, возможно, следующим шагом может стать постепенный уход от банковского бизнеса.
Если эта версия верна, то уход Фридмана — это куда больше, чем «чистая формальность».
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.