Экспресс-кредитование в 2011 году: "второе пришествие", или новые горизонты роста

Справедливо ожидать, что любые народные праздники, предполагающие обмены подарками, вызывают повышенную конкуренцию среди кредитующих организаций за потенциальных потребителей в сфере предоставления "быстрых" финансов. Классическим примером бума новых предложений со стороны банков, желающих победить в соревновательной борьбе за новых клиентов, являются многочисленные новогодние акции

Нужно отметить, что состояние здоровой конкуренции, которое продемонстрировали банки в конце 2010 года, уже само по себе является хорошим признаком для этого сектора финансовой деятельности. Особенно ярко динамика этого вида финансовых услуг заметна, если сравнить результаты, достигнутые в экспресс-кредитовании в конце минувшего года, с тем, что происходило на рынке в декабре 2009 года. Стефан Буайе, начальник управления стратегического маркетинга и качества Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV), характеризуя всю сферу предоставления быстрых займов, подчеркнул, что сектор экспресс-кредитования вышел на посткризисные рельсы, по сути, только в 2010 году. Если другие сегменты, такие как, например, автокредиты и ипотека, показали признаки восстановления уже в 2009 году, а в текущем периоде активно развивались, то экспресс-кредиты долго оставались в стороне от послекризисных перемен.


И на то были свои причины. Экспресс-кредитование подразумевает сокращенную процедуру оценки заемщика, а также отсутствие поручительства, что, в свою очередь, делает кредитные риски банков максимально высокими. Компенсировать свои затраты банки могут посредством предложения более высоких ставок. В результате долгое время уровень рисков и, соответственно, ставки по таким кредитам были слишком высоки, чтобы обеспечить массовый приток потребителей. Волна "потепления" в этом секторе пришлась как раз на 2010 год. Во-первых, экспресс-кредиты стали вновь возвращаться в ряд банковских продуктов, во-вторых, ставки и условия кредитования по таким программам стали более лояльными и выгодными для клиентов. Соответственно, это подстегнуло потребительский спрос и послужило катализатором для развития этого сектора.


Аналитики компании "Кредитмарт" еще в конце октября 2010 года в сводном отчете по рынку "потребов" отмечали, что одной из ключевых тенденций осени прошедшего года можно назвать то, что быстрые банковские займы снова становятся востребованными. Так, на фоне продолжающегося снижения ставок по классическим рублевым кредитам наличными (в октябре минувшего года снизили процентные ставки ВТБ24, Ситибанк, Райффайзенбанк) специалистами была отмечена новая волна "потепления" – предоставление банками "экспрессов". "По продуктам наиболее четкая тенденция стала заметна во втором полугодии 2010 года, – делится своими выводами Юлия Купко, генеральный директор компании "Кредитмарт". – Банки стали активно предлагать так называемые экспресс-кредиты наличными, в рамках которых решение о выдаче и размере кредита принимается от 10 до 60 минут на месте, при этом требуется минимальный пакет документов без справки о подтверждении доходов заемщика".


По таким кредитам банки, естественно, устанавливают ставки гораздо выше, увеличение доходит до 30% и более". Среди банков, предоставляющих экспресс-кредиты: "Траст" (программа "10-10-10", "20-15-10", "30-20-10"), "Хоум Кредит" (программа "Простое решение"), "Ренессанс Кредит". По программе банка "Ренессанс Кредит" предоставляется так называемый льготный период кредитования, в рамках которого в течение полугода проценты на кредит не начисляются. Начисление процентов производится только по истечении полугода в том случае, если заемщик не погасил сумму основного долга, в противном случае заемщик может пролонгировать свой кредит на срок до 30 месяцев, при этом процентная ставка может составить до 50%.


Возвращаясь к размышлению о действенности новогодних акций в экспресс-кредитовании, особенно на фоне обрисованной картины с действительно высокими процентными ставками, вывод можно сделать только один. Мнение аналитиков в этом вопросе аргументированно доказывает то, что спецпредложения банки анонсируют, скорее, в пиар-целях, в качестве статусной поддержки собственных брендов, нежели для реального снижения цен. В частности, Стефан Буайе в своих размышлениях подчеркивает, что новогодние акции в большинстве своем работают на имидж банка и позволяют привлечь внимание к выгодным предложениям. Не секрет, что клиенты любят получать подарки и специальные условия, и в этой связи новогодние акции также решают задачу повышения лояльности клиентов к определенной кредитной организации. Чистый эффект от той или иной акции посчитать сложно, все зависит от того, насколько широко рекламировалось предложение и насколько действительно выгодны были его условия. После кризиса потребители стали разборчивы и более вдумчиво выбирают банк, поэтому привлечь новых клиентов сегодня получится только действительно интересными и выгодными условиями той или иной программы.


Тем не менее быстрым финансовым услугам в наступившем году сулят дальнейшее развитие и наращивание объемов. Если восстановление экономики в стране продолжится, то рост зарплат, а также общее улучшение благосостояния граждан будет увеличиваться. А в условиях процветания каждый потребитель в классической дилемме "либо деньги, либо время" больше склонен экономить временные затраты. "У сектора потребительских экспресс-кредитов огромный потенциал для развития, который в полную силу начнет реализовываться уже в 2011 году, – убежден Стефан Буайе. – На рынок будут продолжать возвращаться те программы, которые исчезли с него одними из первых в начале кризиса, речь идет большей частью о кредитах "по двум документам". Если смотреть на этот рынок в долгосрочной перспективе, то год от года все большую его долю будут занимать пластиковые карты с кредитным лимитом. Пока их проникновение в рынок невысоко, от силы 10%, однако объемы кредитных банковских карт в секторе потребкредитования будут расти". Другими словами, 2011 год, скорее всего, станет периодом "второго обретения" быстрых займов, но уже в улучшенной, по сравнению с докризисными вариантами, форме.    



Источник: www.credits.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом