Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, упал впервые за полтора года: в третьем квартале он снизился на 4% до минус 11%. В положительной зоне индикатор находился до третьего квартала 2008 года, однако мировой экономический кризис привел к тому, что потребительская уверенность рухнула до минус 35% в первом квартале 2009 года. Достигнув минимальных значений, индикатор начал уверенно расти: в первом и втором кварталах прошлого года он прибавил 3%, в третьем – 7%, в четвертом – 5%, в первом квартале этого года – 10%, во втором – 3%, и достиг минус 7%, после чего вновь упал.
«На снижение индекса потребительской уверенности повлияло, прежде всего, ухудшение субъективного мнения населения относительно ожидаемых и произошедших изменений в экономике, а также ожидаемых изменений в личном материальном положении», – делают вывод в Росстате.
Каждый четвертый россиянин считает, что его материальное положение ухудшилось.
При этом сократилось число россиян, чувствовавших улучшение своего материального положения: с 17% в апреле – июне до 15% в июле – сентябре.
Ухудшения ситуации в течение года ожидает каждый четвертый россиянин(24% против 17% во втором квартале). Снижается и число оптимистов: еще во втором квартале положительных изменений ждали 27% россиян, то теперь – 21%. Во многом опасения населения связаны с растущими ценами: 93% россиян считают, что цены на основные товары и услуги в течение года будут расти(во втором квартале таких было 89%), при этом 81% граждан полагают, что доходы их семьи вырастут меньше, чем цены на основные товары и услуги(во втором квартале их было 73%). Россияне ощущают себя менее уверенно, чем европейцы: индекс потребительской уверенности вырос практически во всех странах Евросоюза – в Италии, Франции, Германии и даже Греции. Исключение составили лишь Великобритания, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Чехия.
Снижение потребительской уверенности связано в первую очередь с повышением инфляционных ожиданий, говорят эксперты.«Причем более чем заметным в последнее время было увеличение стоимости товаров продовольственной группы», – говорит ведущий эксперт Центра макроэкономических исследований и краткосрочного прогнозирования(ЦМАКП) Игорь Поляков. Так,
гречка за июль – сентябрь подорожала на 60–70%, в целом крупы – на 31%,
росли цены и на молочные продукты, муку, хлеб, хлебобулочные изделия, растительное масло, сливочное масло, сахар, яйца. В то же время не произошло традиционного сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию: рекордно высокая температура и засуха привели к снижению сборов зерна, овощей и фруктов.
Таким образом, инфляция, замедлившаяся во время кризиса на фоне снижения производства и зарплат, вновь выходит на повышение. Но зарплаты этого делать не спешат.«Вместо повышения реальные зарплаты получили стагнацию. С исключением сезонности в июле – августе динамика реальной зарплаты оценивается в 99,9% к предыдущему месяцу против 101,3% в апреле – июне 2010 года», – говорит Поляков. И понятно, что инфляция(с начала года 6,6%) уже отъела большой кусок от заработков граждан.
«Раньше каждый год среднедушевой доход населения в реальном выражении рос на 12–13% в год, а сейчас, за два года кризиса, он увеличился на малоощутимые 5%»,
– негодует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
И в будущем изменения ситуации в лучшую сторону ждать не стоит.«Устойчивого экономического роста нет. Промышленность летом не росла, инвестиции остаются на уровне кризисного спада. Как следствие, мы из кризиса не выходим, мы из него еле-еле выползаем», – заключает Зубаревич.
Источник: www.gazeta.ru