Иллюзия залога
Если на 1 июля 2008 года отношение полученных залогов к кредитному портфелю (корпоративному, розничному и межбанковскому) составляло 98%, то сейчас этот показатель вырос в 1,3 раза — до 128%. Кроме того, существенно изменилась структура залогов: доля ценных бумаг выросла с 16 до 37% за счет снижения доли другого имущества, принятого в обеспечение по кредитам.
В то же время ряд банков демонстрируют гораздо более высокое покрытие кредитного портфеля залогами. Лидером является Международный Промышленный Банк, контролируемый сенатором от Тывы Сергеем Пугачевым. У этого банка по состоянию на 1 июля 2009 года залоги превосходили кредитный портфель в 37 раз. В основном залоги представлены ценными бумагами стоимостью 6 трлн рублей (для сравнения: ВВП России в 2008 году составил 30 трлн рублей). В июне произошел мощный рост залогов — стоимость заложенных ценных бумаг выросла в 7 раз, тогда как кредитный портфель увеличился за это время всего на 3%.
Среди лидеров по покрытию кредитного портфеля залогами оказался и "Межпромбанк Плюс", дочерний банк МПБ. У этой "дочки" по состоянию на 1 июля залоги превосходили кредитный портфель в 6 раз, в основном они представлены нерыночными ценными бумагами на сумму 29 млрд рублей. Пресс-служба Международного Промышленного Банка от комментариев воздержалась.
Также в числе лидеров оказался и СДМ-Банк, у которого на 1 июля залоги превосходили кредитный портфель в 3,6 раза. Директор кредитного департамента банка Сергей Козлов пояснил: "Такое отношение залогов к кредитам получается по следующим причинам. Во-первых, мы консервативны и применяем большой залоговый коэффициент, во-вторых, некоторые кредитные линии не выбираются полностью, а сумма залога неизменна. Также бывают случаи, когда, например, один объект недвижимости заложен по двум кредитам компании. В отчетности это отражается как отдельный залог по каждому кредитному договору".
Нельзя сбрасывать со счетов и возможность творческого преобразования действительности: если заложенный актив не является рыночным, то фантазия оценщика, подкрепленная должной компенсацией, может привести к какой угодно оценке актива.
Есть банки, у которых залоговый коэффициент очень мал или вовсе отсутствует (на 1 июля только у Дойче Банка не было залогов). Малая величина залогового коэффициента характерна для розничных банков. Например, у банка "Русский Стандарт" этот коэффициент составил всего 9,8%, у ХКФ Банка — 23,2%.
Проблемы с реализацией залогов могут существенно увеличивать риски отдельных банков и банковского сектора в целом. В частности, именно margin calls по залогам стали причиной кризиса ликвидности в сентябре 2008 года: рыночная стоимость ценных бумаг, находящихся в залоге, резко снизилась, и залогодержатели потребовали от заемщиков увеличения залогов. Так как рынки межбанковского кредита бездействовали из-за краха Lehman Brothers, заемщикам не удалось увеличить залоги. Банки-кредиторы стали реализовывать ценные бумаги, находящиеся в залоге, в результате чего падение рынка стало катастрофическим — что, в свою очередь, вело к новым margin calls. Только вмешательство государства позволило остановить этот спиралеобразный процесс.
В настоящее время на фоне роста "плохих" долгов развивается другой опасный процесс — снижение цены заложенной недвижимости и производственных объектов.
Рыночная стоимость залогов может быть существенно ниже той, что указана в оборотной ведомости, ведь кризис "подтачивает" залоговое обеспечение. Значительная доля залогового имущества — недвижимость. Если стоимость жилья снизилась на 20—30%, то падение стоимости коммерческой недвижимости было более существенным. Что же касается недостроенных объектов, то говорить об их рыночной стоимости весьма сложно из-за чрезвычайно низкой ликвидности.
Залог создает иллюзию безопасности. Однако переход недостроенного объекта из залога в собственность кредитора может привести к дополнительным убыткам, ведь объект надо или достраивать, или удерживать от разрушения, охранять. Еще более неприятная ситуация возникает с убыточными производствами, которые переходят в собственность кредитора, — продать по приемлемой цене невозможно, а поддерживать в рабочем состоянии затратно. Особая головная боль возникает в случае, если объект социально значим — например, если это завод в моногороде. Новому собственнику приходится под угрозой уголовного преследования содержать убыточное производство и платить зарплату рабочим. Таким образом, действительная стоимость многих залогов отрицательна — новый собственник "увязает" в болоте убыточного бизнеса заемщика.
Изменение стоимости залога оказывает существенное влияние на поведение заемщика: если стоимость обеспечения становится меньше непогашенного остатка задолженности, то заемщику нет смысла дальше тянуть лямку и он отказывается от обслуживания кредита. Залог переходит в собственность кредитора. Далее залоговая недвижимость попадает на рынок и способствует дальнейшему снижению цен на недвижимость, что, в свою очередь, ведет к новым отказам от обслуживания кредитов. Так закручивается спираль ускоренного падения цен на недвижимость.
Источник: www.credits.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.