"Форд" бастует: завод может лишиться лидерских позиций, если рабочие и администрация не договорятся

"Форд" бастует: завод может лишиться лидерских позиций, если рабочие и администрация не договорятся

Профсоюз автомобильного завода "Форд Всеволжск" начал сегодня давно обещанную забастовку. В 00.00 14 февраля "встала" ночная смена, утром их сменщики также не приступили к работе. Сотрудникам в лице профсоюза и руководству завода не удалось договориться о размерах компенсации труда и режиме работы. На собрании в минувший вторник рабочие ЗАО "Форд Мотор Компании" отклонили предложение руководства компании о повышении заработной платы. Ранее принятое ими решение о начале забастовки 14 февраля осталось, таким образом, в силе.


Немного расскажем о сути конфликта. Недовольство рабочих было вызвано тем, что, по их мнению, администрация недостаточно регулярно повышала заработную плату. Они требовали стабильно индексировать ее, а также привязать к прожиточному минимуму в Санкт-Петербурге. Они потребовали минимум 30 проц прибавки к зарплате, признания некоторых видов производства вредными, а также введения новой системы нормирования труда и улучшения техники безопасности. "Мы теряем здоровье на вредных производствах, при этом не получая соответствующей денежной компенсации", - заявили представители профсоюза. Напомним, на сегодняшний день средняя зарплата на заводе составляет 18-19 тыс руб.



СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

'"Форд"
'"Форд"
Кроме того, рабочие хотели самостоятельно выбирать время выхода на дополнительные и ночные смены. В последнее время нагрузки на рабочих существенно выросли, а нормы выработки, по данным ряда СМИ, увеличились чуть ли не в пять раз. Так, в конце прошлого года стало известно, что производство машин будет увеличено с 66 тыс до 73 тыс. Люди, по словам представителей профсоюзов, вынуждены были работать сверх нормы, и даже в выходные, за что им практически не доплачивали.

Администрация завода, в свою очередь предложила рабочим вполне конкурентноспособные условия. В частности, администрация согласилась повысить заработную плату своим сотрудникам на 14-20 проц в зависимости от тарифной сетки. Вдобавок рабочим были обещаны значительные уступки по соцпакету. В частности, предоставление беспроцентных ссуд сотрудникам, в том числе, для обучения детей до 18 лет, а также на медицинское обслуживание работников и их родственников, которое не покрывается программой добровольного медстрахования. Кроме того, водятся единовременные пособия по выслуге лет работникам со стажем работы на предприятии более 5 лет и ряд других льгот.


Работников такой компромисс не устроил. По словам лидера профсоюзов работников завода Алексея Этманова, офисным сотрудникам Ford поднимал зарплату в 2006 году два раза, а вот люди стоящие у конвейера удостоились такой чести только один раз. Ко всему, они потребовали скорректировать нормы производительности труда – за последние годы они увеличились минимум в пять раз. Профсоюз передал свои требования в приемную гендиректора предприятия Тео Штрайта 27 декабря. Уже в этом году, так и не дождавшись ответа от руководства предприятия, рабочие зарегистрировали в Службе по урегулированию трудовых споров коллективный спор. Тогда же в профсоюзе заявили, что не исключают забастовки, если соглашения так и не удастся достигнуть.


Администрация завода подала иск сразу после того, как профсоюзами была названа точная дата забастовки. В нем руководство "Форд Всеволожска" указало, что трудовой спор не был зарегистрирован профсоюзом в установленном законом порядке. Вчера вечером областной суд вынес решение в пользу предприятия. Суд посчитал, что решение о забастовке принято не общим собранием, как это положено, а в результате посменного голосования. Работники завода уверяют, что в праве провести такое собрание им отказало руководство, постоянно переносившее его дату и не предоставляющее помещение. Поэтому пришлось голосовать на открытом воздухе, после каждой смены. После объявления о решении суда в компании заявили, что администрация завода ожидает работы предприятия 14 февраля в нормальном режиме. Поэтому для руководства забастовка в некотором роде оказалась неожиданной.


Но она все же случилась – рабочие завода остановили конвейер. Теперь есть разные варианты того, как будет развиваться ситуация. Пока забастовка планируется, как суточная. Но если руководство "Форд" и далее не согласится пойти на уступки, то она может продолжаться в течение нескольких недель. Кроме того, не исключается возможность того, что сотрудники завода устроят так называемую "итальянскую забастовку", когда рабочие четко соблюдают все технологические перерывы и отказываются от сверхурочных. Вообще, перспективы забастовки представители профсоюза и администрации оценивают неоднозначно. В администрации говорят, что после того, как суд признал незаконной забастовку, многие рабочие отказались участвовать в ней. В то же время, по словам А.Этманова, на голосовании лишь 20 человек из 1100 высказались против стачки. В любом случае, на данный момент участие в акции протеста рабочим ничем не грозит. Решение суда о незаконности забастовки вступит в силу только после того, как его утвердит Верховный суд, куда адвокаты работников завода намерены подавать кассационную жалобу.


Аргументы работников просты - за аналогичную работу в США их коллеги из Ford получают порядка 4400 долл. Но ведь и жизнь там гораздо дороже, и общий уровень зарплат в России ниже. Да и сотрудники заводов Ford всегда отличались в этом плане радикализмом – даже там, где можно было решить проблемы миром, они предпочитали забастовки. Впрочем, прибыли Ford по всему миру в последние годы снижаются, и в прошлом году сообщалось, что концерн изучает возможность закрытия еще нескольких заводов и снижения заработных плат сотрудников на 10-30 проц. Так что, возможно, работников американских /да и прочих/ подразделений Ford ожидают новые "военные действия".


Но вернемся в Россию. Эксперты оценивают простой завода по-разному. Суммы потерь варьируются от 3 до 6 млн долл в день. Если Верховный суд решит, что забастовка все же незаконна, ее зачинщиков ожидают административные меры, вплоть до увольнения. Пока, по словам официального представителя ЗАО "Форд Мотор" Екатерины Кулиненко, никаких решений в отношении активистов профсоюза и других участников забастовки не принято, и руководство предприятия надеется с ними договориться миром. Чтобы избежать дефицита и не растягивать и без того огромные очереди на Focus'ы, компания приняла решение заказать поставку в Россию 2,3 тыс автомобилей с европейских заводов. Это эквивалентно неделе работы завода во Всеволжске, который собирает в день около 300 автомобилей, рассказала Е.Кулиненко.


Если же сбудутся самые неблагоприятные прогнозы, и забастовка продлится около месяца, исправить положение будет не так легко. По мнению отраслевых экспертов, такая ситуация чревата тем, что Ford по итогам текущего года лишится звания лидера на российском автомобильном рынке. Рынок развивается быстрыми темпами, и потеря 9 тыс автомобилей за месяц будет для завода если не критической /при том, что общий объем продаж в 2006 г составил порядка 120 тыс/, то ощутимой. К тому же, если увеличатся очереди на автомобили, не исключено, что гражданам надоест ждать, и они переключатся на конкурентов. Благо, в данной ценовой категории их немало.


Все статьи на автомобильную тему

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом