"Последнее китайское предупреждение". Авиаперевозчики ответили за задержку чартеров
О проблемах, связанных с чартерными рейсами, ПРАЙМ-ТАСС уже писал. Тема эта не новая, и утверждение, что максимального удобства и комфорта от дешевых поездок можно не ждать, никем не оспаривается. И граждане, приобретающие билеты на дешевые чартерные рейсы, понимают, что вылет может состояться глубокой ночью, а рейса можно прождать пару часов. Однако случаи, произошедшие в минувшие новогодние каникулы, были, что называется "из ряда вон". Пассажиры традиционных курортных направлений, раскупившие недорогие чартеры, вынуждены были ждать вылета сутками, а задержки в несколько часов стали делом и вовсе обычным. При этом в большинстве случаев пассажирам не было предложено ни еды, ни номера в гостинице. Как заявила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, только из Москвы число рейсов, которые были задержаны, составляют больше 60. В И только эти рейсы задержали около 30 тыс чел, чей отдых оказался безнадежно испорчен. Что уж говорить об общероссийских масштабах?
Дело дошло до Общественной палаты, и им заинтересовался даже президент. Минтрансу ничего не оставалось, как принять против замеченных в нарушениях авиакомпаний меры. Глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что Росавиация и Ространснадзор вплотную займутся выявлением фактов невыполнения компаниями условий чартерных перевозок в период новогодних праздников. Тогда многие наблюдатели предполагали, что дело "спустят на тормозах". Чартеры выгодны и для пассажиров, и для перевозчиков. Первые экономят от 30 до 50 проц стоимости билетов, и готовы и дальше терпеть неудобства. Вторые получают "быстрые деньги" для раскрутки бизнеса, к тому же, прибыльность от чартеров традиционно высока из-за объемов перевозок.
|
Как сообщили в Минтрансе, в будущем все авиакомпании, не устранившие неполадки в работе и допускающие задержки рейсов, будут лишаться лицензий. "При следующей плановой либо даже внеплановой проверке, а будут и внеплановые проверки, если авиакомпания не устраняет эти замечания, если она их получает повторно, то у нее может быть приостановлено свидетельство эксплуатанта", - заявил заместитель руководителя "Росавиации" Евгений Бачурин.
Впрочем, в нынешней ситуации выдержать проверки не смогла бы, пожалуй, ни одна компания. Так, например, по правилам каждая из них должна всегда иметь наготове резервный самолет, чтобы в случае необходимости заменить задерживающийся. Но компании не хотят, чтобы лайнеры простаивали на земле, они должны приносить деньги. Самолеты у многих авиакомпаний старые и требуют постоянного ремонта. Такой ремонт выбивает из колеи весь график вылетов. При этом российские авиапроизводители не несут ответственности за текущее техническое обслуживание своих самолетов. "Вы понимаете, что /отбор свидетельства – ПРАЙМ-ТАСС/ для авиакомпании равносильно практически смерти, поэтому мы общались со всеми перевозчиками, - рассказывает Е.Бачурин. - Есть очень серьезное понимание проблемы, и все авиакомпании в общем-то дали подтверждение, что они в максимально короткие сроки устранят эти нарушения".
Сами же авиакомпании уверяют, что они делают все, что от них зависит, чтобы искоренить задержки рейсов. Но иногда вмешиваются форс-мажорные обстоятельства, скажем, сложные метеоусловия. С погодой, как говорится, не поспоришь. Но неисправное техническое состояние авиапарка – тоже причина достаточно серьезная. Ведь лучше подождать рейса хоть несколько суток, чем, не дай бог, попасть в авиакатастрофу. К сожалению, самолеты, находящиеся в распоряжении наших авиакомпаний – не всегда лучшего качества, и эту проблему одним махом не решить. И в Минтрансе это тоже понимают. Поэтому складывается ощущение, что все эти предупреждения относятся к разряду "последних китайских", и задержки чартеров вряд ли станут редким явлением.
Ситуация усугубляется еще и правовым нигилизмом, до сих пор господствующим среди россиян. Во всем цивилизованном мире давно существуют правила, согласно которым обязанности перевозчика в случае задержки рейса четко регламентируются. Если время задержки составляет более 3 часов, то авиакомпания обязана обеспечить пассажиров в аэропорту горячим питанием. Если же вылет переносится более чем на шесть часов, людей необходимо расселить в гостинице. В случае же с задержками под Новый год ничего подобного не происходило. Горячего питания людям приходилось добиваться со скандалом, не говоря уж о расселении. Не было даже внятной информации, когда же все-таки объявят посадку. Заметим, что инициаторами скандалов были люди, осведомленные о существующих законах, и умеющие отстаивать свои права. Таких людей в нашем обществе меньшинство. Остальные покорно ждут рейса, перебиваясь собственными продуктовыми запасами, и боятся лишний раз отойти от группы просто потому, что не знают языка и рискуют пропустить объявление о начале посадки. Иная ситуация в Евросоюзе – там каждый гражданин осведомлен о своих правах, и закон на его стороне. Авиакомпании там обязаны оплачивать пассажирам с задержанных рейсов компенсацию в размере от 250 до 600 евро. В России же четкого указания на этот счет в законах нет, и идеи Минтранса ввести аналогичную компенсацию пока так и остаются идеями.
Правда, готовится проект новых правил работы для авиакомпаний, защищающий права пассажиров в случае длительных задержек рейсов. Об этом рассказал директор департамента госполитики в области гражданской авиации Геннадий Лощенов. Ранее соответствующий документ не пересматривался с 1986 года. Согласно обновленной версии, при ожидании вылета рейса более двух часов авиакомпании должны будут обеспечить всех своих пассажиров прохладительными напитками. При задержке вылета рейса более, чем на четыре часа и далее каждые шесть часов в дневное время или восемь часов - в ночное пассажиров должны будут кормить горячей пищей. А если вылета приходится ждать более восьми часов днем, или шести часов ночью, авиакомпании обязаны разместить пассажиров в гостинице. Но при реализации новых требований, если они все же будут приняты, понадобится учесть, что вопрос с заселением в гостиницы зависит не только от авиакомпаний. Рядом с некоторыми аэропортами, даже столичными, достаточного количества гостиниц просто нет. А если есть, то это заведения бизнес- и VIP-класса, их, как правило, одно-два, и они довольно дорогие.
На этом фоне растет доля иностранных авиакомпаний на российском рынке чартерных перевозок, которая в минувшем году увеличилась на 28 проц. Так что может получиться, что, пока наши перевозчики будут устранять недостатки, выгодный чартерный бизнес вовсе уйдет из-под их контроля.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.