Быстрые и дешевые

Быстрые и дешевые
ЕЛЕНА ЗУБОВА
09.02.07

Ценовая война на рынке денежных переводов перешла на новый уровень. Как стало известно «Бизнесу», пойти на снижение тарифов на услуги в ближайшее время собираются даже самые консервативные системы денежных переводов с традиционно высокими ценами Western Union и MoneyGram. Первой из них о снижении комиссии уже через месяц может объявить Western Union, не менявшая ценовую политику с 2004 года. Эксперты прогнозируют, что в среднесрочной перспективе уровень тарифов между агрессивными локальными игроками и международными системами переводов сравняется.


За последние два года услуги денежных переводов для физических лиц стали доступнее в разы. Сбербанк снизил тарифы на перевод по срочным переводам и переводам денежных средств в другие кредитные организации в два раза (до 1,75% и 2% соответственно). «Почта России» уменьшила комиссию на быстрые денежные переводы в страны СНГ в два-четыре раза.

В 2006 году цены на услуги переводов продолжили падение — конкуренция не ослабевала благодаря агрессивным операторам местного рынка. При этом в тарифные войны, по мнению экспертов, в той или иной мере оказались втянуты все участники рынка.

Курс на снижение

«Ценовая война в разгаре. „Акцент на мини-процент”, лозунг одной из систем, как нельзя лучше характеризует ситуацию на рынке»,— признается Вадим Парнас, руководитель блока денежных переводов ЗАО «Компания объединенных кредитных карточек» (переводы под брэндом «Аллюр», продвигаемые Росбанком). К пересмотру тарифов рядом операторов привела политика двух наиболее активных систем-дискаунтеров, объясняет Парнас. Представитель одного из дискаунтеров, гендиректор системы денежных переводов UNIStream Сурен Айриян, констатирует: «За последний год тарифы упали на 15–20%. Это следствие появления на рынке молодых и энергичных систем, изменивших расстановку сил на рынке».

В результате ответных действий на общее снижение ставок пошла система PrivateMoney. Следом за ней система «Анелик» ввела тариф «Анелик-супер» для средних и крупных сумм переводов. Размер комиссии для суммы перевода свыше $3 тыс. теперь составляет 0,7–0,9% (ранее — 3%). Выждав пару месяцев, система «Аллюр» с февраля этого года также снизилатариф на переводы в иностранной валюте более чем на 30%. Теперь услуги этой системы обходятся клиентам в 2% от суммы до $3 тыс. с последующим снижением до 0,0067% при сумме $15 тыс.

Наиболее острая конкуренция наблюдается между новыми системами переводов, появившимися в последние трипять лет, отмечает ведущий специалист отдела развития розничных продуктов Промсвязьбанка Юлия Королева.

Однако конкурируют между собой не только они, но и системы нерезидентов. От банков—партнеров Western Union «Бизнесу» стало известно, что система планирует в марте объявить о значительном снижении тарифов. Правда, в пресс-службе Western Union пока отказываются подтвердить эту информацию. Кроме того, источники на рынке, работавшие с MoneyGram, сообщили, что на аналогичный шаг до конца года может пойти и эта система, а вероятный размер снижения может достигнуть 25%. Комментировать эту информацию в российском представительстве также отказались. «Подтвержденных сценариев об изменении тарифов у нас нет»,— заявил сотрудник представительства. «Сейчас стоимость услуг по переводам на рынке в среднем колеблется от 1% до 5% от суммы перевода, но у международных игроков по-прежнему присутствуют завышенные тарифы»,— говорит председатель совета директоров системы переводов «Лидер» Ольга Вилкул. У самых активных игроков они колеблются в пределах 1–3%, а у международных систем — на уровне 4–6%, уточняет главный маркетолог российского представительства MoneyGram Роман Ермошин.

Война за $1 млрд

Бороться на рынке есть за что.

По данным ЦБ, объем средств, переведенных через системы денежных переводов и «Почту России», на 1 октября минувшего года составил $4 млрд. Объем переведенных средств за три квартала по сравнению с аналогичным периодом 2005 года вырос на 67%. Основной трафик приходится на страны СНГ. По этому направлению «чистый вывоз» из России путем перевода средств во втором квартале составил $1 млрд, а за три следующих месяца — уже $1,5 млрд. Крупнейшие страны по объему переведенных в них средств в третьем квартале Узбекистан ($355 млн), впервые вышедший на второе место Таджикистан ($323 млн) и Украина ($273 млн).

«Рынок будет расти, пока не удовлетворены потребности в рабочей силе. На следующий год дополнительные квоты установлены в 700 тыс. человек — столько людей дополнительно приедут в Россию работать. Лишний миллион человек, который везет в кармане $1 тыс.,— это еще $1 млрд»,— оценивает динамику роста заместитель гендиректора АКГ «Финэкспертиза» Агван Микаелян. Всего же у нас около 8 млн трудовых мигрантов (официально — 2–3 млн человек). Объем обращающихся средств, включая наличные, составляет примерно $10 млрд, и он будет постепенно перетекать в системы денежных переводов, утверждает Микаелян.

У большинства стран СНГ денежные переводы составляют значительную долю ВВП.

В Молдавии она составляет 27%, в Таджикистане — 12%, в Киргизии и Армении — по 10%. Главный игрок в сегменте переводов в страны СНГ — система UNIStream, которой принадлежит 25% этого рынка. Ближайшие конкуренты — PrivateMoney (Украина) и «Анелик» (Армения). Однако сейчас конкуренция привела к тому, что работа UNIStream с переводами до $300 вообще не приносит прибыли, полагают банкиры. Тем не менее участники рынка считают, что и это не предел. «Скорее всего, процесс понижения цены в борьбе за клиента будет происходить и дальше»,— прогнозирует Ольга Вилкул.

Деньги мегагигантов

Ситуацию накаляют и более серьезные игроки. «Например, Сбербанк год назад вышел на рынок переводов изначально с низкими конкурентоспособными тарифами по системе „Блиц”»,— отмечает вице-президент Связьбанка Игорь Ключников, курирующий систему денежных переводов Blizko. По оценкам участников рынка, на долю Сбербанка и «Почты России» приходится около 60% рынка денежных переводов. Предпосылок для сокращения рыночной доли этих гигантов нет, считает аудитор «БДО Юникон» Денис Тарадов.

Региональная сеть — их главное преимущество: у «Почты России» около 40 тыс. отделений, у Сбербанка— в два раза меньше, говорит он, и подобных гигантов в ближайшее время на рынке не появится. У той же Western Union в России только 6,5 тыс.

точек обслуживания, включая 2,5 тыс. отделений по договору с «Почтой России». У MoneyGram и того меньше — 1,5 тыс. (7 тыс. по СНГ). Пока общая доля Сбербанка и почтовиков остается на прежнем уровне, соглашается Роман Ермошин. Но при этом доля Сбербанка растет за счет переводов внутри России, а у «Почты России» она из-за неудачного позиционированиястановится меньше. Три года назад запущенная «Почтой России» система «Киберденьги» планировала к 2008 году занять долю рынка в 30–40%, однако ее так и не удалось раскрутить, говорит Ермошин. По его словам, доля Сбербанка и «Почты России» может оцениваться вообще в 20%, если учесть, что 40% рынка приходится на «неформальные» переводы — через друзей и проводников.

Официальной статистики по распределению долей на рынке существующих систем нет, уточняет Ольга Вилкул из «Лидера». Вадим Парнас из «Аллюра» добавляет, что адекватным оценкам мешает использование точек обслуживания партнерских систем.

«Один и тот же поток каждая система записывает на себя»,— поясняет он. Например, у системы «Аллюр», которую он представляет, общее количество точек обслуживания около 2,5 тыс., из них почти 2 тыс.— в рамках партнерства с PrivateMoney. «Сегодня рынок денежных переводов имеет яркую тенденцию к консолидации, и ежемесячно подписывается множество новых партнерских соглашений»,— констатирует Сурен Айриян.

«У систем, в которых подавляющая часть переводов проходит между группами взаимодействующих банков, есть возможность по еще большему снижению тарифов»,— пояснил зампредседателя правления Русславбанка Сергей Блудов (система Contact).

Борьба инвестиций

Новый поворот в конкурентной борьбе прогнозирует Игорь Ключников из Связьбанка: «Начинается „борьба инвестиций”, которая по силам только крупным игрокам». Причем инвестиционная привлекательность бизнеса тем выше, чем больше раскрученность брэнда, отмечает Вилкул. За минувший год это осознал менеджмент пяти систем денежных переводов. Так, в течение года провести ребрэндинг планируют Travelex Worldwide Money и система ускоренных переводов Промсвязьбанка. А системы «Аллюр», «Лидер» и «Золотая корона» (ранее «СтранаЭкспресс») уже прошли через это в минувшем году.

Инвесторы, вкладывающие в финансовый сектор, периодически заявляют о намерении приобрести систему, связанную с переводами (например, о такой возможности недавно говорил управляющий директор фонда Delta Capital Management Кирилл Дмитриев). Кроме того, в прошлом году состоялись две первые сделки по приобретению систем переводов. Сначала Инкредбанку была проданаVIP Money Transfer (сейчас система «Лидер»), ранее принадлежавшая ВИП-банку. А два месяца назад 26-процентный пакет акций банка «Юнистрим» за $20 млн был продан фонду Aurora Russia Limited. «В системах переводов инвесторов прежде всего привлекают не сверхприбыли, а возможность приобретения стабильного и безрискового бизнеса»,— считает Вадим Парнас. Однако специализированные клиринговые банки, как Русславбанк, все-таки имеют значительную долю дохода в портфеле от переводов, оговаривается он. «А ценовая война закончится через год-два»,— считает Роман Ермошин из MoneyGram.

В конце концов, прогнозирует он, участники рынка выйдут на 3–5% комиссии от суммы перевода.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом