Бизнес по приему платежей: часть первая, вводная

Александр Рощанский, Менеджер по развитию АКС "SAPSAN" 


Как показывает практика, бизнес по приему платежей в нашей стране сегодня развивается ударными темпами. По данным крупнейших платежных систем, за последние три-четыре года объем принимаемых платежей ежегодно, как минимум, удваивается, постоянно увеличивается число точек по приему платежей и количество сервисов, доступных для оплаты. Однако, как и в любом другом бизнесе, здесь имеются подводные камни, о которых я постараюсь рассказать более подробно в этой и последующих статьях из этой серии.


Рассмотрим более подробно схему организации взаимодействия участников цепочки, обеспечивающей прием денег. Самый простой вариант – поставщик услуг принимает за них деньги через собственные пункты приема платежей. Если услуга, о которой идет речь, распространена достаточно широко, такой путь становится для провайдера слишком дорогим (необходимо арендовать места,  соответствующим образом их оборудовать, оплачивать труд кассиров). Здесь-то и вступают в дело посредники.


Классическая схема передачи денег между абонентом и провайдером состоит из двух промежуточных звеньев. Первое - это так называемая платежная система. Она имеет договора с максимально большим количеством провайдеров, но при этом, как правило, практически не имеет собственных пунктов приема платежей, то есть работают преимущественно в B2B секторе. Второе звено – дилер платежной системы, организация, непосредственно осуществляющая прием денег от плательщиков. То есть, у дилера должна быть хотя бы одна точка по приему платежей (это может быть как пункт приема платежей с оператором-кассиром, так и различные автоматизированные системы) и хотя бы один договор с какой-нибудь платежной системой.


Наиболее распространенная модификация этой схемы заключается в наращивании еще одного промежуточного звена между дилером платежной системы и плательщиком.  Такая организация будет являться субдилером платежной системы, или суб-субдилером провайдера. В принципе, возможно и дальнейшее наращивание цепочки промежуточными звеньями, но на практике это практически не встречается. В частности, автору суб-суб-субдилеры не встречались пока ни разу.


Технически, организация субдилерской сети (в плане контроля за финансовыми потоками и разграничения прав доступа к системе для отдельных субдилеров) может осуществляться как средствами платежной системы, так и на базе собственного процессингового центра. Последний случай особенно интересен, поскольку позволяет дилеру, во-первых, заключить договора с несколькими платежными системами, выбирая для себя максимально выгодные условия. И, во-вторых,  дилер может ряд договоров заключить напрямую с провайдерами, образовав, так сказать, мини платежную систему. В одной из следующих статей мы рассмотрим этот вариант более подробно.


Доход от приема платежей для участников данной схемы складывается их двух частей. Во-первых, определенный процент от принятых платежей делегируется провайдером платежной системе, которая, в свою очередь делится частью этих денег с дилером. И, во-вторых, подавляющее большинство провайдеров разрешают дилерам взимание дополнительной комиссии за услуги по сбору платежей.


Чтобы было более понятно, о какой степени рентабельности бизнеса идет речь, я приведу несколько цифр. Агентский бонус от провайдера, выплачиваемый платежной системе, составляет в среднем порядка 1% за услуги жилищно-коммунального хозяйства, 2-3% за сотовую связь и 3-5% процентов за платное телевидение, Интернет и прочие менее востребованные услуги. Исторически сложилось так, что крупные платежные системы не взимают никаких дополнительных комиссий с абонента при проведении платежа и оставляют себе от 0.3% до 0.5% денег, полученных от провайдера. Некрупные платежные системы, в основном, поступают также, хотя бывают и исключения. Комиссия, взимаемая с абонентов дилером платежной системы на точке приема платежей, составляет в среднем от трех до пяти процентов.


Подведем итоги. На сегодняшний день примерно 97-98% платежей через небанковские организации занимает мобильная связь. Таким образом, доход от приема платежей составляет около 0.5% для платежных систем, порядка 1.5% для владельцев субдилерских сетей и порядка 6-7% для владельца непосредственно точки по приему денег. Как видно, цифры эти не так уж и велики, а по сравнению с торговыми наценками в 20-30% могут показаться и совсем неинтересными. Но тут нужно учесть, что "срок оборачиваемости" денег в платежном бизнесе существенно меньше, чем в торговом. Поэтому даже с относительно небольшого оборотного капитала (достаточно, чтобы он покрывал объем принимаемых платежей за два-три дня) за месяц в среднем можно достигнуть заметной прибыли.


Хотя сверхприбыльным я бы этот бизнес все-таки не назвал. В следующих статьях мы более подробно рассмотрим особенности работы в качестве каждого из звеньев этой цепочки, инвестиции, необходимые для входа в бизнес, сроки окупаемости, а также возможные проблемы и перспективы развития.


* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.






Источник: www.moneynews.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом