Рунет не верит в платежные таланты Google
СМИ превратили компанию Google в настоящую "страшилку" для региональных рынков, призрак поискового гиганта регулярно маячит в различных сегментах отечественного интернет-бизнеса. На самом деле, лучший в поиске вовсе не означает лучший во всем, это неоднократно подтверждалось примерами. Из самых свежих можно назвать отказ Google развивать "социальный поиск", в то время как аналогичный сервис "вопросов-ответов" не перестает радовать конкурента Yahoo. В июне прошлого года, с запуском Google Checkout, тень поисковика промелькнула над российским рынком платежных систем.
Появление конкурентоспособных платежных инструментов от Google в Рунете должно, по идее, беспокоить не столько ЭПС, сколько отечественные системы контекстной рекламы. Последним действительно есть чего бояться – пока работать с Google российским сайтовладельцам не слишком удобно, однако с решением платежных проблем ситуация может измениться.
Пожалуй, в затронутой теме можно выделить два самостоятельных аспекта, связанных с платежным потенциалом Google. До сих пор не решена проблема с альтернативными способами вывода вознаграждения российским веб-издателям, размещающим у себя на сайтах объявления Google AdSense. Минувшим летом под влияние поисковика попали американские интернет-магазины, подключившиеся к Google Checkout. Что если Google в скором времени сделает свои платежные инструменты доступными для российских пользователей?
AdSense и чеки: выживают самые терпеливые
Несмотря на все технологические инновации, система Google AdSense у российских сайтовладельцев ассоциируется с "чековой канителью". Вознаграждение выплачивается только чеком, обналичка которого растягивается иногда на месяцы, да и обходится не слишком дешево. Несколько месяцев назад создалось впечатление, будто стоны российских веб-мастеров были услышаны в Маунтин-Вью: компания пообещала сделать выплату вознаграждения более удобной.
В сентябре 2006 года появилась информация о том, что поисковый гигант якобы ведет переговоры с российской платежной системой WebMoney. Если договоренность будет достигнута, то вместо чеков можно будет получать электронную наличность, причем комиссия системы останется стандартной – 0,8%. В ноябре стало известно о том, что Google экспериментирует с переводами через Western Union, которые позволят получать отчисления, как минимум, намного быстрее. Однако год закончился, а "платежных удобств" пользователи Рунета так и не увидели.
Петр Дарахвелидзе, представляющий систему WebMoney, сообщил, что вопросы сотрудничества с Google компания не комментирует. В сентябре, по его словам, WebMoney Transfer не делала никаких заявлений, ей лишь пришлось прокомментировать по просьбе журналистов информацию, попавшую в СМИ. "Система "Яндекс.Деньги" предназначена для оплаты товаров и услуг, а не для обналички. Теоретически можно предположить, что мы будем принимать оплату за Google AdSense, но пока это для нас неинтересно. В любом случае, мы не станем обналичивать чьи-либо чеки", - прокомментировала Наталья Хайтина, директор петербургского филиала "Яндекс.Денег". Сходное мнение высказал и представитель e-port, заявивший, что система не проводит такого рода операций и не планирует делать этого в будущем до тех пор, пока не станет ясным и прозрачным их правовой режим.
Виктор Насочевский, председатель правления "Рапиды", считает, что проблема с выплатой вознаграждения, по всей видимости, сильнее ощущается сайтовладельцами, чем Google. "Проблема вполне решабельна при наличии реальной заинтересованности у российского представительства и штаб-квартиры Google. Заниматься решением этой проблемы без участия Google для "Рапиды" не имеет смысла", - добавил он.
В компании "Бегун", заметном игроке на рынке контекстной рекламы в Рунете, считают, что конкурентные возможности стоит оценивать, исходя не из форм выплат, а из их размеров. "На сегодня ни одна иностранная платежная система не достигла в России видимого успеха. Причинами тут являются как наполненность рынка крупными и средними игроками, так и специфика российского законодательства в этой области. Но даже повышение эффективности и удобства взаиморасчетов с партнерами не способно, на наш взгляд, изменить ситуацию на рынке. Простота процедуры выплаты момент в большей степени технический и не влияет на положение на рынке", - уверен Алексей Басов, генеральный директор "Бегуна".
Платежная система в урезанном варианте
Предположения о приходе Google Checkout на российский рынок вызывают стойкие ассоциации с уже состоявшимся явлением другого западного игрока – PayPal. Эта платежная система пришла в Рунет в сильно сокращенном варианте: пользователи могут зарегистрироваться на сайте и производить оплату товаров и услуг через PayPal. Ни пополнить счет, ни вывести деньги, ни принимать платежи через систему жители России не могут. Такое усечение могущественного американского игрока сразу вызвало массу рассуждений о его неполноценности на отечественном рынке ЭПС.
Google Checkout также представляет собой "неклассический" вариант платежной системы. Покупатели могут доверить Google конфиденциальные данные, в частности, номер кредитной карты, а затем совершать покупки, используя единый логин. Соответственно, вся информация о заказах и доставке собрана в одном месте, да и волнительную процедуру ввода номера "кредитки" не надо повторять несколько раз.
Хотя многим кажется, что платежная система Google просто пассивно дожидается "своего часа", это не совсем так. Поисковый гигант стремится в первую очередь собрать под свое крыло как можно больше онлайновых продавцов. Так, до конца 2007 года не планируется брать плату за подключение к системе, а рекламодатели AdSense получают дополнительные скидки.
Наталья Хайтина, представляющая "Яндекс.Деньги", отметила, что приход иностранных ЭПС неизбежен, но они будут играть нишевую роль на рынке. "В Рунете уже появилась платежная система PayPal. Нельзя сказать, что это как-то отразилось на российском рынке ЭПС. Конечно, пользователям стало легче оплачивать некоторые нишевые зарубежные сервисы. Мы со своей стороны также начали принимать оплату за самые интересные нашим клиентам иностранные сервисы - так, в декабре мы запустили оплату Skype. "Яндекс.Деньги" и дальше будут двигаться в этом направлении", - прокомментировала она.
Виктор Насочевский ("Рапида") обратил внимание на то, что абстрактного рынка ЭПС не существует, все системы сильно отличаются по сути своей деятельности. Google Checkout RUS вряд ли составит конкуренцию "КиберПлат", которая делает основные обороты в оплате услуг сотовой связи. Евгений Филимонов, коммерческий директор группы e-port, полагает, что Google Checkout в случае выхода на российский рынок могут подвести банковские карты: "На мой взгляд, отличительная особенность Google Checkout, которую позиционируют как преимущество, - оплата услуг с помощью кредитных карт - не будет пока восторженно принята в России. Сегодня очень небольшой процент нашего населения готов оплачивать кредитными картами покупки, совершаемые в Интернете, слишком часто в печати и интернет-изданиях появляются статьи об онлайновом мошенничестве с банковскими кредитными картами. И не столь важно для обычного обывателя кто именно будет "получателем конфиденциальной информации плательщика" - интернет-магазин или ЭПС".
Феликс Мучник, возглавляющий компанию "Софткей", считает, что основной помехой на пути платежной системы от Google будет отсутствие опыта, персонала, обученного быстрой обработке запросов от клиентов, борьбе с фродами и чарджбеками. "В результате количество жалоб за эти полгода было достаточно большим, судя по отзвукам в западной блогосфере. Но это проблема рано или поздно разрешится, конечно. Вторая проблема в их продвижении за рубежом (у нас это тоже проявится) заключается в том, что крупные порталы, имеющие свою систему расчетов с клиентами, стараются разными способами не подпускать Checkout к своим клиентам. Это и eBay с PayPal, это и Microsoft, который в США начал переводить прием платежей на свои структуры", - сказал он в интервью MoneyNews. В случае прихода Google Checkout в Россию он готов подключить ее к интернет-магазину Softkey.ru. "Вопрос,какой процент они у нас будут занимать? Наверняка, в первое время еле вползут в первую десятку из наших двадцати методов оплаты", - полагает он.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.