Пассажиры больше не будут "контактерами"
Московские власти нашли способ ликвидировать очереди у турникетов с помощью высоких технологий. Уже с этого месяца в столице начнут внедряться особые, бесконтактные билеты, которые доказали свою эффективность в столицах мира. Благодаря этому московский транспорт сможет избавиться от толчеи, станет удобнее и быстрее.
Известно, что традиционные магнитные билеты доставляют немало хлопот пассажирам не только в метро, но и в автобусах, троллейбусах, трамваях. Суть новшества в том, что информация о числе купленных поездок и сроке действия билета "зашита" не в магнитной полосе картонного билета, как сейчас, а в специальном микрочипе на пластиковой карте. Главное достоинство новой системы заключается в том, что электронный "кондуктор" на входе в метро или автобус считывает информацию с чиповых билетов гораздо быстрее, чем с магнитных полосок. Кроме того, бесконтактный билет потому так и называется, что для его срабатывания пассажиру не нужно даже прикасаться к считывающему устройству.
В принципе, москвичи уже знакомы с основами бесконтактной технологии: с 1997 года в московском метро используются так называемые транспортные карты, а с недавних пор за проезд можно заплатить и социальной картой москвича. И транспортная, и социальная карты – чиповые, работающие со считывающими терминалами бесконтактно. Однако, по словам создателей системы, новые билеты превзойдут предыдущие разработки. Дело в том, что радиус действия карт будет достаточно большим, чтобы через турникет можно было пройти, не вынимая билет из кармана или сумки. Первыми новой технологией смогут воспользоваться пассажиры метро, причем уже совсем скоро – в конце января. Чуть позже – летом 2007 года – новая система появится в столичных автобусах. В это время на входе во вторую дверь будут установлены дополнительные устройства учета пассажиров, рассчитанные на бесконтактные билеты.
Поначалу новшество будет рассчитано на инвалидов, слабовидящих и пассажиров с объемистым багажом, которым не под силу толкаться локтями около традиционных турникетов в первой двери. "Через вторую дверь смогут заходить инвалиды, пассажиры с колясками и иные лица, которые по тем или иным причинам не могут пройти через турникет у первой двери автобуса", – объяснили в "Мосгортрансе". – При этом никаких турникетов на средней двери автобуса устанавливаться не будет. Там появится устройство, которое считывает информацию с бесконтактных проездных билетов". Такими устройствами оборудуют в первую очередь новые автобусы и троллейбусы, которых в 2007 году Москва планирует закупить 750 единиц. Эта техника тоже сделана с расчетом на максимальную "дружелюбность" к инвалидам – это так называемые низкопольные автобусы и троллейбусы. Для того чтобы попасть в них, пассажиру достаточно преодолеть всего одну ступеньку вместо трех в старых машинах.
Цель адаптировать городской наземный транспорт для нужд инвалидов была поставлена правительством Москвы еще в феврале 2004 года. Тогда было подписано постановление "О развитии наземного общественного транспорта города Москвы и его материально-технической базы на период до 2006 года". Именно в рамках этого постановления "Мосгортранс" закупает низкопольный подвижной состав, оснащенный аппарелями для инвалидов-колясочников. Установка считывающих терминалов во второй двери автобусов и троллейбусов – следующий шаг в этом направлении. Причем пользоваться вторым входом смогут не только инвалиды, но и их сопровождающие. Кроме того, "Мосгортранс" позаботился и о слабовидящих. Ради них информационно-регистрирующие терминалы будут установлены в одном и том же месте и на одной и той же высоте во всех типах подвижного состава. Порядок посадки прочих пассажиров пока остается неизменным.
После того как бесконтактными терминалами будут оборудованы новые автобусы и троллейбусы, новшество будет постепенно распространяться и на весь остальной общественный транспорт. Напомним, на сегодняшний день численность автобусов, троллейбусов и трамваев в Москве составляет около 5 тыс. Кроме того, к концу этого года в столице начнут устанавливать первые автоматы по продаже билетов на наземный транспорт. С виду они будут напоминать терминалы оплаты мобильной связи. С помощью этих устройств можно будет не только оплатить поездку, но и сориентироваться по карте города. Первые такие автоматы появятся на крупных транспортных узлах: возле станций метро "Щукинская", "Юго-Западная" и "Выхино". А со временем власти планируют установить их на всех остановках, где нет билетных киосков.
Развивая бесконтактные технологии, Москва идет по дороге, проторенной крупнейшими мировыми столицами. Сегодня эта отрасль развивается поистине семимильными шагами. Так, по оценке компании ABI Research, расходы на оборудование и программное обеспечение для бесконтактных платежей вырастут до 870 млн. долларов к 2011 году против "всего лишь" 260 млн. долларов в 2006-м. Благодаря столь серьезным инвестициям бесконтактные технологии постоянно улучшаются и сегодня позволяют сделать бесконтактные билеты "на голову выше" магнитных не только по удобству и скорости обслуживания, но и по защищенности. К тому же москвичи смогут забыть об испорченных водой или механическими воздействиями магнитных картонках. Известно, что смарт-карты более надежны и устойчивы при длительном употреблении. При этом стоимость новых билетов не будет отличаться от стоимости аналогичных магнитных билетов. Эти преимущества уже оценили по достоинству, к примеру, жители Гонконга и Лондона. В столице Великобритании система транспортных смарт-карт называется Oyster. Она появилась в 2003 году, и с тех пор было выпущено около 10 млн. таких билетов, действительных для проезда в метро и автобусах. А в Гонконге смарт-карты системы Octopus "переросли" роль транспортных: на сегодняшний день это еще и самая популярная в городе система платежей в магазинах и ресторанах.
А что же магнитные билеты? С ними Москва будет расставаться без сожалений, хотя и их роль нельзя недооценивать. Ведь именно появление этой системы в столице положило конец поголовному увлечению "заячьим" способом проезда. С ее помощью "Мосгортранс" получил дополнительные доходы, за счет которых компания тратит до 2 млрд. руб. ежегодно на покупку новых автобусов, троллейбусов и трамваев. Кроме того, эти доходы позволили в 2005 и 2006 годах сверх плана повышать зарплату работникам транспорта. Новая система сохранит все эти преимущества, но при этом сделает жизнь москвичей комфортнее. Как известно из опыта боевых искусств, "бесконтактный" спарринг – гуманный и бескровный в отличие от зубодробительного "полного контакта". Возможно, благодаря переходу на бесконтактную систему и ежедневные поездки в городском транспорте перестанут напоминать жестокие сражения на боксерском ринге.
* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.
Комментировать
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.