На безрыбье. Завершается Венецианский кинофестиваль
— Андрей, то, что все называют лучшей картиной фестиваля мультфильм «Рыбка Поньо» это свидетельство того, что Хаяо Миядзаки снял бесспорный шедевр или его рыбка так привлекательно выглядит на безрыбье?
— Я бы сказал, что, скорее, второе. Это очень хороший фильм, это чудесная детская сказка, но не более того. Миядзаки, на мой взгляд, замечательный режиссер, но ничего нового этим фильмом он не открывает, а на фоне конкурсной программы действительно эта картина смотрится как нечто чрезвычайно привлекательное, потому что, в основном, конкурс не радует. И, может быть, если бы не было столь завышенных ожиданий, которые предшествовали фестивалю, к конкурсу журналисты и публика отнеслись бы более терпимо. Но поскольку часто говорилось о том, что в этом году был очень строгий отбор, что практически было невозможно попасть в конкурсную программу режиссеру без очень крупного имени, а, в результате, мы видим очень большое количество фильмов совершенно средних и ничем не выдающихся, может быть, любопытных, с какой-то точки зрения, но все-таки фестиваль себя, в этом смысле, пока не оправдывает.
— Ваш репортаж газете называется «Бумажный солдат против золотой рыбки». Действительно ли фильм Алексея Германа-младшего сможет, в какой-то степени, конкурировать за награды или за внимание публики с мультфильмом Миядзаки?
— Я не думаю, что «Бумажный солдат» способен конкурировать за главный приз фестиваля, хотя, конечно, всякое бывает, и мы очень бы хотели, чтобы этот фильм прозвучал, он и так прозвучал хотя бы от того, что попал в конкурс престижного фестиваля. С другой стороны, его показ прошел достаточно успешно и показал заинтересованность публики и журналистов в этой картине. Сейчас я подхожу к стенду, где выложены журналы «Чарт», где даются оценки критиков различным фильмам. Мы сейчас посмотрим, какой фильм лидирует в этом рейтинге. По-прежнему лидирует картина Миядзаки, правда, у критиков к ней присоединился фильм «Тезис». Это эфиопская картина, рассказывающая о трудностях жизни интеллектуалов при марксистском режиме в Эфиопии, и этот фильм получил практически такие же высокие оценки как картина Миядзаки, хотя в зрительском рейтинге лидирует фильм Миядзаки, то есть «Золотая рыбка». Что касается «Бумажного солдата», то у него очень приличные оценки, отнюдь не в нижней части рейтинга, а, может быть, даже выше, чем посередине. Особенно у критиков. Есть и высокие баллы — четыре, разные есть оценки, не все сходятся в отношении к этому фильму, но, в любом случае, он прошел достойно, это было видно по реакции зала. И, например, такой крупный французский критик как Мишель Семан — главный редактор журнала «Позитиф», очень высоко оценил эту картину и сказал, что сын Алексея Германа старшего не так же, но, во всяком случае, тоже талантлив, как и его отец.
— Андрей, а ваш персональный список из трех лучших фильмов как выглядит на сегодняшний день?
— На мой взгляд, фильм Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» оказался наиболее гармоничным и сильным в программе. Он меня и эмоционально затронул, и объективно это очень сильная и интересная картина яркого японского мастера. Но были и два других интересных фильма. Это «Вегас», построенный на реальных фактах, история простой семьи, которая оказывается жертвой соблазнов больших денег Лас-Вегаса, а также интересная картина «Наблюдатели за птицами». Это итальянский фильм, действие которого происходит в Южной Америке, и рассказывает он о противостоянии коренных жителей этого края, индейцев, и тех, кто представляет европейскую цивилизацию. Вот эти фильмы, по-моему, были очень любопытны. И включаю также «Бумажного солдата» в этот список, потому что это тоже важный и интересный фильм.
— Зачастую и, как правило, за пределами основного конкурса, в Венеции бывают, не скажу революционные, но, скажем так, нестандартные или, вот лучшее слово, хулиганские фильмы. После Миядзаки и Германа хочется поговорить о чем-то не таком однозначном. Есть ли что-то подобное, хулиганское в программе этого года?
— Да, вот говорят о картине «Парк», я еще не успел ее посмотреть, это картина французского режиссера Арно де Пальера, в котором есть достаточно откровенные эротические сцены. В общем, это действительно несколько хулиганская картина. Потом интерес представляет также фильм «Деревенский учитель» Богдана Сламы, режиссера из Чехии, который уже получал за свой фильм «Счастье» множество призов на разных фестивалях, в частности, главный приз в Сан-Себастьяне. Его картину не взяли в конкурс в Венеции, а показывают в программе «Венецианские дни». Возможно, потому что достаточно противоречивая эта тема, сама тема этой картины — учитель гомосексуалист и отношение к нему в обществе. К этому фильму разное отношение и среди тех, кто смотрит его на Венецианском фестивале, но, тем не менее, многие считают, что фильм был бы достоин того, чтобы принять участие в главной конкурсной программе.
Источник: www.svobodanews.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.