Новый символ единения. «ХХ век в творчестве Солженицына»
На Московской международной книжной ярмарке прошла конференция «ХХ век в творчестве Александра Исаевича Солженицына». Биография писателя в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» получила в одной из номинаций премию «Книга года», которая вручается на ярмарке.
Александр Исаевич Солженицын представлен на 21-й Московской международной книжной ярмарке как главный культурный герой читающей России. В обоих павильонах ярмарки его портреты занимают самые видные места: в более шумном пятьдесят седьмом — на стенде издательства «Молодая гвардия», который нельзя миновать, поскольку к нему ведет главная лестница; в более камерном двадцатом павильоне огромный портрет Солженицына встречает посетителя прямо на входе. Эта фото- и книжная выставка, организованная библиотекой-фондом «Русское зарубежье». Здесь фотографии писателя с детских лет до последних дней жизни, более двухсот книг на тридцати языках, копии самиздата, номера «Роман-газеты» с «Одним днем Ивана Денисовича» 1963 года и «Нового мира» за 1966 год. Среди организаторов конференции о творчестве Солженицына — Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Автор биографии Александра Исаевича в серии «Жизнь замечательных людей», накануне награжденной премией «Книга года» литературовед Людмила Сараскина вела круглый стол «ХХ век в творчестве Солженицына». Ряд выступавших филологов говорили о гуманизме писателя и о том, что им был создан положительный герой ХХ века. Литературный критик Андрей Немзер не вполне согласен с такой трактовкой, цитируя фрагмент из «Ракового корпуса»: «Повод для разговора очень простой — казнокрадство и дом, построенный на ворованные деньги. "— Остатки буржуазного сознания. — Почему это — буржуазного? — ворчал Костоглотов. — Ну, а какого же? — насторожился и Вадим. — А такого, что это — жадность человеческая, а не буржуазное сознание. И до буржуазии жадные были, и после буржуазии будут! " Вот это 29 глава "Ракового корпуса". Жадность, конечно, здесь обозначает не только самою себя, но то бесчеловечное, дьявольское, безбожное начало, которое было до ХХ века и, увы, с ХХ веком никуда не ушло».
Михаил Голубков, профессор МГУ, говорит о необходимости внедрять Солженицына в школьную программу: «Я вспоминаю такую реакцию, которая была дана властью в эти трагические дни прощания с Александром Исаевичем. На самом верху было сказано, что хватит уже рассматривать Солженицына как автора двух рассказов — "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича". И в школьные программы нужно вводить другие произведения. Это, действительно, задача важнейшая. Почему бы не развеять мир о нечитабельности "Красного колеса"? Почему бы, например, не ввести в школьную программу "Август 14-го"?»
Судя по этому предложению Михаила Голубкова и по тому, какое место образ Солженицына занимает на ярмарке при весьма скромном присутствии на ней современной российской политической литературы, Солженицын может стать новой иконой и символом единения интеллигенции и власти.
Источник: www.svobodanews.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.