Карелия: кредитование малого бизнеса - один из приоритетов в работе банков
В.: Какие проблемы поднимались на круглом столе "Финансовая и кредитная поддержка предприятий малого бизнеса"?
О.: Основная и достаточно серьезная проблема - это сохранение и расширение в условиях финансового кризиса доступа малых предприятий к банковским кредитам, создание такой возможности для стартующего бизнеса. Несмотря на высокую рискованность операций, кредитование малого предпринимательства для многих банков является приоритетным направлением их деятельности, и до октября текущего года развивалось достаточно динамично. Ежеквартальный прирост кредитов, выданных малым предприятиям банковским сектором республики, за последние три года превышал 40% и был значительно выше темпов прироста по кредитным вложениям в целом.
С финансовым кризисом несколько сократились возможности банков по предоставлению кредитов - стали дороже приобретаемые ресурсы, имеющиеся долгосрочные привлечения исчерпаны, а новые еще не появились. Все это, в конечном итоге, повлекло снижение объемов выдаваемых кредитов и повышение процентных ставок. В этих условиях решить проблему финансовой поддержки малого бизнеса только с помощью банковских кредитов невозможно. Для восполнения недостающего обеспечения при кредитовании нужна государственная поддержка в форме поручительств и гарантий.
Расширению доступа к банковским кредитам должно способствовать и повышение доверия между банками и заемщиками. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются кредитные организации, - это отсутствие информации о заемщике, его кредитной истории. Если на Западе любой банк может в течение получаса запросить и узнать кредитную историю клиента, у нас деятельность кредитных бюро далека от совершенства. На запросы и ответы уходит значительное время, затягивается процедура получения кредита заемщиком.
На мой взгляд, банкам необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким образом, малый бизнес сам будет заинтересован в сотрудничестве с банком, будет ответственно подходить к ведению бухгалтерского учета и отчетности.
В.: К каким решениям пришли в итоге обсуждения?
О.: Хотелось бы прежде всего сказать об основной идее работы"круглого стола - это попытаться устранить периодически возникающие суждения среди предпринимателей о недоступности кредитов для малого бизнеса, и, полагаю, в какой-то степени нам это удалось сделать. Зачастую проблемы во взаимоотношениях между банковским и малым бизнесами возникают из-за недостаточной финансовой грамотности современных предпринимателей, их неверия в возможность получения банковского финансирования, а также из-за отсутствия залогового обеспечения.
Демонстрация Карельским отделением № 8628 Сбербанка России и филиалом Банка "УРАЛСИБ" банковских продуктов для малого бизнеса, выступление заместителя директора Карельского регионального филиала "Россельхозбанк" Ю. Егорова доказали возможность и готовность банков сотрудничать с малым бизнесом, в том числе на селе. Особый интерес вызвало выступление вице-президента банка "ВТБ-24" Н. Карисаловой. Опыт работы Банка ВТБ-24 с региональными администрациями и объектами инфраструктуры по поддержке малого бизнеса, на мой взгляд, заинтересовал всех участников круглого стола, особенно начинающих предпринимателей.
Согласно социологическим опросам, в России лишь 36% предприятий, относящихся к малому бизнесу, реально пользуются банковским кредитованием, и эта доля, возможно, сократится, поскольку рассчитывать на "дешевые кредиты" по крайней мере в ближайшее время не приходится. Вместе с тем малый бизнес не терпит излишней бумажной волокиты, бюрократии, медленного и некачественного банковского обслуживания, их все больше интересуют скорость, комфорт и удобство кредитования. Поэтому кредитным организациям основные усилия необходимо направить на упрощение процедуры получения кредита, улучшение сервиса кредитования, разработку новых банковских продуктов, в том числе для малых предприятий с положительной кредитной историей.
Банки должны вести активную рекламу своих кредитных продуктов, объяснять их преимущества и просвещать представителей малого бизнеса. Нужна грамотная информационная поддержка начинающих предпринимателей и консультирование их по всем возникающим вопросам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер.
В.: Насколько реально получение сегодня кредитов начинающими предпринимателями?
О.: Даже в условиях финансового кризиса кредитование малого бизнеса остается одним из приоритетных направлений банковской деятельности. Вместе с тем малый бизнес активно кредитуется там, где есть поддержка региональных властей, их желание сделать в рамках региональных бюджетов определенные преференции стартующему малому бизнесу. В республике уже принято решение о создании гарантийного фонда, и это, несомненно, расширит доступ начинающих предпринимателей к кредитным ресурсам.
В.: На каких условиях выдаются кредиты?
О.: Каждая кредитная организация имеет свои программы кредитования, предусматривающие конкретные условия выдачи кредита, требования к его обеспечению. Предпочтение отдается заемщикам с положительной кредитной историей. В условиях кризиса многие банки прекратили выдачу беззалоговых ссуд и концентрируются на предоставлении кредитов под залог имущества. Как следствие, стал более тщательным анализ состояния потенциального заемщика. Это касается финансовой отчетности, а также качества и ликвидности залогового имущества.
Вместе с тем условия предоставления кредита будут зависеть в первую очередь от того, сколько будет стоить привлечение ресурсов самим банкам. С конкретными условиями предоставления кредитов каждый потенциальный заемщик может ознакомиться непосредственно в кредитных организациях. Практика показывает, что предприниматели предпочитают брать кредиты не в тех банках, где низкие процентные ставки, а где лояльные требования к заемщикам.
Источник: www.credits.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.