Антимонопольные инициативы в потребительском кредитовании
- Юлия, добрый день! Рада увидеть вас снова. Ваш доклад на конференции "Кредитование в России", прошедшей 23 сентября 2010 года, был одним из самых интересных и вызвал большой отклик среди журналистов. Сегодня как раз я бы хотела подробнее рассмотреть поднятые тогда вами вопросы и познакомить наших читателей с тем, что делается ФАС в области кредитования сегодня. И мой первый вопрос касается принципов анализа ситуации в масштабном аспекте. Дайте, пожалуйста, оценку состояния отечественного рынка в целом с точки зрения тенденций к монополизации.
- Мы анализируем рынок постоянно, ведем мониторинг конкурентного поля: сегодня в структуре ФАС 82 специальных направления. Благодаря такому масштабу мы можем четко отслеживать ситуацию, в том числе и на региональном уровне. По нашим оценкам, федеральный рынок банковских услуг на данный момент представлен 1058 кредитными организациями. По сравнению с предыдущим отчетным периодом, то есть за 2008–2009 годы, он уменьшился на 50 организаций. Но цифра все равно достаточная, согласитесь. Однако если мы посмотрим подробнее, то на 20 основных банковских групп приходится 72% суммарного объема активов.
И когда мы переходим к анализу конкретных рынков, скажем, рассматриванием состояние предложения по предоставлению только потребительских кредитов физическим лицам, то на долю 20 банковских групп приходится в совокупности 73% рынка в Российской Федерации. Это достаточно много, как вы понимаете, учитывая то, что участников на сегодня гораздо больше, чем 20, даже если разделить общее количество кредитных организаций на группы. Давайте посмотрим дальше, что у нас произошло за время кризиса. Сбербанк как минимум за 2009 год увеличил долю на этом рынке на 3,1%, в общем объеме по результатам отчетного периода у него получилось 35,5%. При этом если рассматривать структурнее эту "группу 20 участников", которые занимают львиную долю исследуемого поля деятельности, и обратить внимание на разрыв между Сбербанком и его ближайшим конкурентом в двадцатке, то самая большая доля составляет 9%. И в этой "группе 20" есть участник, доля которого составляет 0,26%. Другими словами, перед нами сегодня очень неравномерный рынок с очевидными тенденциями.
Рассмотрим другие сферы, например кредиты, предоставленные предприятиям. Это достаточно важный экономический показатель, как вы понимаете. Здесь наблюдается умеренная концентрация. Но лидером по-прежнему остается Сбербанк, он контролирует 36,5% рынка, при этом за 2009 год он поднял свои позиции на 5,6%. И это значительная цифра, ведь мы говорим не о региональных рынках, а об оценке в целом по стране, о макро-оценке. Доля других банковских групп из обсуждаемой нами двадцатки составляет от 14% до 0,01%. Опять же обратите внимание на разницу между Сбербанком и его ближайшим конкурентом – сравните цифры 36,5% и 14%. Это говорит о неравномерных позициях участников даже в ведущей "группе 20". Далее, в общем анализе оказывается, что на долю 20 банковских групп в этой сфере приходится уже 86% всего рынка. Это не монополия в чистом понимании, поскольку в этой двадцатке представлены отдельные юридические лица.
Просто нужно понимать, что небольшой сегмент фактически "делает погоду" на всей территории страны, хотя у нас, казалось бы, банков существует много. Если же смотреть реально на то, как предоставляется любая финансовая услуга юридическим или физическим лицам в непосредственной близости, то есть рассматривать конкретный регион, то там, конечно же, очень высокий уровень концентрации значимых сегментов рынка. Мы можем наблюдать тенденцию к умеренной конкуренции только в 28 субъектах Российской Федерации, а это меньше трети от всей совокупности, которая у нас существует. А в остальных субъектах, наоборот, нужно констатировать тенденцию к монополизму какой-то одной кредитно-финансовой организации. И произошедший кризис активы ведущей группы только сконцентрировал, усилил тенденцию увеличения в регионах доли одного банка.
Как правило, это либо Сбербанк, либо тот банк, который представлял и активно поддерживался местными органами власти. Например, в отдельных областях Башкирии таким был "Уралсиб", в Московском регионе – Банк Москвы, на севере – Ханты-Мансийский банк и так далее. Следует отметить такую тенденцию. Мы не говорим о прямом лоббировании интересов таких банков, но население и предприятия весьма чувствительны, как вы понимаете, к тем сигналам, которые власть направляет, пусть даже в косвенной форме. Это может выражаться даже в простой надежде людей, пользователей банковской услуги, на то, что организацию, в которой учредителем является местная власть, в трудные времена скорее поддержат финансово. Понятно, что доля таких банков в конкретных регионах-"родителях" более высокая, чем по стране. Я специально акцентирую внимание на том, что неравномерность мотивируется лишь косвенными причинами, потому что если где-то наблюдается прямой протекционизм со стороны власти, то ФАС обязан его пресекать, этот вопрос уже не обсуждается. Финансовый рынок поддерживается ведь и ожиданиями целевой аудитории, к которой адресованы финансовые услуги, поэтому здесь есть и естественный процесс регуляции, который также не следует сбрасывать со счетов при ведении анализа. Вот такие общие тенденции. Надеюсь, в целом по России у вас сложилась "картинка", отображающая сегодняшние реалии нашего банковского рынка.
- Опишите тогда, пожалуйста, и ситуацию на рынке депозитов, поскольку это как раз основа, "первоисточник" той конкуренции, которая позже проявляется на рынке кредитов.
- Совершенно верно. Итак, мы с вами знаем, что за 2009 год количество кредитно-финансовых организаций сократилось на 50 – в целом. В сфере депозитов физических лиц Сбербанк занимает доминирующее положение и владеет 53% активов. По сравнению с предыдущим отчетным периодом доля его снизилась на 1%. Мы помним с вами, что происходило на рынке депозитов весь прошлый год. Активные стимулирующие предложения конкурентов, все стремились увеличить собственную массу активов, привлечь клиентов процентными ставками, и это банкам удалось в полной мере. Сам факт того, что крупнейший игрок рынка на этом поле пусть и чуть-чуть, но уступил свои позиции, говорит об этом красноречиво. Его доля не просто "не устояла", а снизилась. Теперь давайте посмотрим на ближайших конкурентов Сбербанка.
В целом, "группа 20" занимает 77,4% рынка. Из них, как уже отмечалось, 53% у Сбербанка, а остальные 19 групп делят между собой, соответственно, 24,4%. Давайте теперь рассмотрим 1-е и 2-е места подробнее, и тогда мы увидим, что ближайший конкурент Сбербанка занимает 6%. Сравните между собой 53% и 6% – огромный разрыв! Даже несмотря на то, что Сбербанк не удержал свои позиции, уменьшив долю активов на рынке по результатам прошлого года. Если мы рассматриваем депозиты юридических лиц, рынок которых очень значим для экономики, здесь доля Сбербанка значительно меньше и составляет 15,9%. Здесь нет какой-то выраженной доминанты у Сбербанка, правда, за время кризиса он увеличил свое присутствие на 2,6% по сравнению с прошлым отчетным периодом.
Очень интересно, что ближайший конкурент владеет 17,7% активов рынка, то есть он опережает Сбербанк. "Группа 20", как уже говорилось, держит здесь 86% рынка, но при этом долевое разделение достаточно интересное, как раз в этой сфере можно говорить о здоровой конкуренции. Здесь, очевидно, весьма заманчивые предложения сформулированы, поэтому мы можем говорить о таком долевом участии. Конечно, такие оптимистические показатели наблюдаются не во всех регионах. Но, в принципе, рынок депозитов предприятий значительно более конкурентный и "на местах": тут гораздо меньше монополизма и доминанты.
- Сравните, пожалуйста, ситуацию в нашей стране с ситуацией в Европе. Вы сейчас описали сложившееся положение в России по различным ключевым направлениям банковской деятельности, но для правильного восприятия того, что происходит у нас, хотелось бы знать, как вообще ситуация с банковскими монополиями обстоит в мире. Или хотя бы в Европе, поскольку имеет смысл вести сравнение только с теми странами, банковскую систему которых мы можем назвать передовой.
- Если говорить о странах Евросоюза, то монополий там нет. И не наблюдается таких ярко выраженных доминант в долях рынка. Наш банковский рынок по этому критерию несравним с западными странами. Кроме того, он в целом несравним по капитализации. Разумеется, там тоже долевое деление очень разное. Однако главной характеристикой европейского рынка можно назвать отсутствие какого-либо ярко выраженного доминирования со стороны одной кредитно-финансовой организации. И самое главное, что там сформирована очень хорошая зона деятельности для региональных, местных банков. Там "близки" к своим потенциальным клиентам услуги для малого и среднего бизнеса. И этому постоянно уделяется много внимания и Европейской комиссией, и антимонопольными ведомствами в странах.
При согласовании сделок по слиянию двух банков, например, вопросом первостепенной важности является решение задачи о том, что будет происходить с конкретной услугой, которая адресована и физическом лицу, и юридическому, и конкретному гражданину, и мелкому и среднему бизнесу. И если комиссия устанавливает, что слияние банков приведет к отрицательному результату по описываемой услуге, то такая сделка не разрешается либо предлагаются какие-то меры по пересмотру ее параметров, вплоть до продажи активов лицам, не входящим в состав поглощающего банка. Меры по надзору за банковской деятельностью всегда направлены на оценку и поддержку устойчивости конкретной финансовой организации.
То есть даже если банк маленький, но демонстрирует устойчивые параметры по объемам сделок, активам, уровню капитализации, то он имеет право на существование и будет поддержан. И неважно, какому числу клиентов он выдает услуги, главное, чтобы он делал это хорошо, качественно, чтобы потребители были в плюсе. Такой подход к банковской деятельности, разумеется, рождает здоровую конкуренцию, интересные предложения. И, помимо других макроэкономических влияний, такой подход позволяет создавать интересные финансовые продукты. Российский рынок к этому только движется. Большая капитализация позволяет выдавать крупные кредиты и предприятиям-гигантам. И там есть такой надзор, который сохраняет банки любой величины,при наличии устойчивых экономических показателей "здоровья" их оборота, потому что они необходимы для конкуренции в своей "нише", для локальной конкуренции. Идея поддержки малого бизнеса является одной из ключевых в государственной политике Евросоюза.
- Очевидно, что за одну беседу мы с вами не сможем охватить весь спектр интересующих наших читателей вопросов. Предлагаю встретиться еще раз и обсудить предметно практические аспекты деятельности ФАС на российском рынке кредитования. А сегодня я благодарю вас за участие в интервью и надеюсь на нашу новую встречу.
- Буду рада рассказать подробнее о нашей работе, до скорой встречи.
Источник: www.credits.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.