Прививка от кризиса
Сейчас многие участники рынка лизинга в России вспоминают кризис как страшный сон: объемы сегмента всего за год сократились, по различным оценкам, в 3—5 (!) раз. Но теперь ситуация начала выравниваться. "Рынок прошел острую фазу кризиса, однако отрасль хотя и находится на пути восстановления, но достигнет докризисных объемов не раньше чем через год-два. Что касается отдельных сегментов рынка, то спрос на лизинг строительной техники, обрабатывающего оборудования невелик", — констатирует генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг" Андрей Коноплев. "Да, острая фаза кризиса уже пройдена. Начиная со второго полугодия 2009-го можно отметить активизацию спроса со стороны потенциальных лизингополучателей, а также увеличение предложения со стороны лизинговых компаний, которые снизили свои ставки, вновь начали предлагать клиентам выгодные продукты и привлекательные условия лизинга", — добавляет финансовый директор ЗАО "Центр-Капитал" Елена Адамова.
За первые шесть месяцев текущего года можно было наблюдать значительный рост объема новых заключенных лизинговых сделок, что подтверждает тенденцию к восстановлению лизингового рынка. Однако о полном выходе из периода нестабильности можно будет рассуждать, когда объемы инвестиций предприятий в основные средства вернутся на докризисный уровень. Но об этом пока говорить не приходится. Наибольший спад произошел в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении. Эти отрасли выходят из кризиса несколько медленнее, чем остальные. Хотя и здесь уже виден рост выпуска, особенно легковых автомобилей. В связи с сокращением бюджетных расходов на финансирование федеральных целевых программ, то есть на строительство дорог, школ, больниц и т. д., существенные трудности испытывают предприятия, обслуживающие эти госзаказы.
Проблемы имеются и в сегменте лизинга вагонов. "Сегодня финансовая устойчивость таких контрактов (лизинга железнодорожного подвижного состава) очень мала. В случае если на рынке начнется даже небольшая вторая волна, таким компаниям будет нелегко, — рассказывает о положении в своей отрасли руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин. — Возможно, оптимальным способом выхода из такой ситуации может стать продажа вагонов (вместе с обязательствами по финансовому лизингу или кредиту) с одновременным заключением контракта аренды. Это то, что мы называем возвратным лизингом. Вполне возможно, что на рынке собственников вагонов в ближайшее время начнется консолидация именно на основе подобных продуктов, тем более что цены на вагоны прекратили бурный рост и находятся на "достойном" уровне".
Однако далеко не все сегменты продолжают пребывать "на дне". "Довольно хорошо чувствуют себя отрасли, ориентированные на конечный потребительский спрос", — отмечает коммерческий директор ООО "ЛК "Юниаструм-лизинг" Алексей Буераков. Прежде всего, это производство почти всех товаров народного потребления (ТНП). Доходы людей во время кризиса оставались довольно стабильными, и это обстоятельство поддержало спрос на ТНП и услуги для населения. В дополнение к этому некоторые отрасли, особенно пищевое производство, выиграли от эффекта импортозамещения в результате частичной девальвации рубля. Неплохо себя чувствуют компании, производящие и распределяющие электроэнергию, газ и воду, в результате повышения тарифов на ЖКХ в 2009 году. Традиционно хорошо дела идут у добывающих, сырьевых и смежных с ними предприятий.
Болезни роста
Причину столь серьезных проблем лизингового рынка в период кризиса эксперты видят в опережающем росте этого сегмента, который он демонстрировал до 2008-го. "Последние три-четыре года перед кризисом рынок лизинговых услуг развивался очень бурными темпами, появилось много новых игроков, действующие участники увеличивали лизинговые портфели, что привело к нарастанию ценовой и неценовой конкуренции и усилению влияния клиента на условия сделки", — вспоминает Андрей Коноплев. Фактически клиенты диктовали свои условия, так как игроков на рынке лизинга было много и отдельные готовы были идти даже на демпинг ради увеличения своего присутствия в сегменте. Первое "дуновение" кризиса лизинговые компании ощутили на себе еще в середине 2008-го, когда некоторые предприятия начали экономить, откладывая обновление основных средств. Но по-настоящему "страшным" стал конец 2008-го, когда многие клиенты в одночасье оказались неплатежеспособными. Ситуация развивалась стремительно, уже в первой половине прошлого года рынок финансовой аренды достиг "дна". Его объемы рухнули в разы, и, как рассказывает Елена Адамова, "небольшие независимые лизингодатели в регионах приостанавливали свою деятельность или полностью уходили с рынка, закрывали свои филиалы и крупные федеральные игроки".
"В период кризиса финансирование лизинга фактически проводилось только в тех сегментах, где присутствуют лизингодатели, финансируемые крупной "материнской" компанией (в основном банками) либо государством", — констатирует Андрей Коноплев. Дмитрий Бовыкин опять же приводит в пример катастрофическую ситуацию, которая сложилась в период кризиса в сегменте лизинга железнодорожного транспорта. "Объем нового бизнеса у лизинговых фирм в сегменте ж/д техники снизился в шесть раз. Большинство компаний столкнулось с неплатежами клиентов", — отмечает эксперт. Но массового возврата вагонов и передачи их новым клиентам тем не менее не случилось. Многие лизинговые компании предпочли оставить вагоны текущим клиентам и реструктурировать имеющиеся контракты финансового лизинга, так как найти "под вагоны" нового клиента в тех условиях было маловероятно. Подобный расчет оправдался. Уже во второй половине 2009 года рынок ж/д перевозок начал быстро восстанавливаться, спрос на вагоны возник вновь. Но долговая нагрузка на клиентов лизинговых компаний возросла (в результате реструктуризации контрактов финансового лизинга). Размер выплат существенно увеличился: некоторым клиентам приходится отдавать почти все средства, заработанные на вагоне.
"И их осталось восемь"
Но нет худа без добра: кризисные явления в экономике помогли очистить рынок от неконкурентоспособных фирм, при этом ведущие лизинговые операторы продолжали свою работу даже в самое неблагополучное время. "Выжили лизинговые компании, которые имели эффективные процедуры работы с проблемными активами, смогли сохранить портфель. Компания "Центр-Капитал" в 2009 году изменила свое стратегическое развитие в сторону повышения эффективности деятельности и оптимизации бизнес-процессов для подготовки к дальнейшему росту экономики", — рассказывает Елена Адамова. Для поддержания безупречной кредитной истории большое внимание "Центр-Капитал" уделял сохранению достаточной ликвидности, чтобы в полном объеме исполнять обязательства перед кредиторами и партнерами, а также произвести погашение находящегося в обращении облигационного займа. Компания продолжала в течение всего года заключать лизинговые договоры. "Мы начали сразу несколько крупных проектов по автоматизации бизнес-процессов, которые планируем завершить в 2010 году", — добавляет представитель "Центр-Капитала".
"Действительно, с рынка ушли, прежде всего, лизингодатели, бравшие на себя высокие кредитные риски клиентов, а также лизингодатели, которые безответственно относились к процентным, валютным рискам и риску ликвидности, то есть не сбалансировали цену, срочность и валюту привлеченных средств с соответствующими параметрами размещения этих ресурсов", — подтверждает Алексей Буераков. Лизинговые операции — это довольно сложный вид деятельности, требующий глубокой компетенции и опыта, а также определенного запаса финансовой устойчивости у лизингодателя. Полезная роль кризиса состоит в том, что он "очистил" рынок от большого числа непрофессиональных лизингодателей, которые своими действиями создают в итоге сложности для клиентов и тем самым отчасти дискредитируют само понятие лизинга. По результатам кризиса опрошенные эксперты ожидают активизации процесса укрупнения и консолидации лизинговых компаний, что, безусловно, пойдет на пользу и самой лизинговой отрасли, и клиентам-лизингополучателям. В последнем случае выгода очевидна, ведь уход лизингодателя с рынка может привести к серьезным проблемам лизингополучателя. Поэтому участники рынка советуют своим нынешним и потенциальным клиентам вспомнить о советах, которые они давали еще до кризиса: выбирая себе партнера в лизинговой отрасли, нужно в первую очередь отдавать предпочтение не стоимости его услуг, а стабильности бизнеса оператора. Не секрет, что с рынка в период экономического неблагополучия ушли по большей части как раз молодые фирмы, обеспечивавшие себе агрессивный рост за счет заниженных тарифов.
Риск — дело неблагодарное
Основной урок, который участники лизингового рынка вынесли из кризисного времени, — это понимание необходимости очень серьезно относиться к оценке уровня рисков той или иной сделки. "Значительно большее внимание лизинговые компании стали уделять обоснованности и достоверности бизнес-планирования. Они предпринимают меры для минимизации кредитных и операционных рисков на подготовительном этапе организации лизинговой сделки. Следует отметить, что ОАО "ВТБ-Лизинг" последовательно применяло и применяет политику взвешенного подхода к рискам", — подтверждает Андрей Коноплев. Лизингодатели стали уделять более пристальное внимание каждому клиенту и каждому договору как со стороны лизинговой компании, так и со стороны финансирующего сделку банка. Во-первых, тщательнее анализируются экономические показатели лизингополучателей, ситуация в их отраслях и кредитная история каждого конкретного клиента. Во-вторых, ужесточились условия предоставления имущества в лизинг — они в каждом конкретном случае уникальны. Общих "рецептов" для всех, по которым раньше оборудование в лизинг на практически равных условиях могла получить компания с 20-летним стажем и только что созданная фирма, теперь на рынке практически не встретишь. Дифференциация очень серьезная, как и риски, которые несет на себе лизингодатель.
"Нельзя сказать, что подходы к оценке изменились принципиально. Если предприятие убыточное, то его платежеспособность оценивается как самая слабая, и это не зависит от того, кризис сейчас или нет", — не соглашается Алексей Буераков. Изменения по преимуществу отмечаются в области условий лизинга. В 2009-м — начале 2010-го финансовое состояние большинства российских компаний ухудшилось, у кого-то возникли затруднения с ликвидностью. "В то же время мы понимаем, что для многих предприятий это лишь временные трудности, связанные с резкими изменениями экономических условий. Если мы видим здоровую бизнес-модель, адекватные бизнес-планы предприятия, мы готовы его финансировать, даже если финансовое состояние не идеальное", — рассуждает Алексей Буераков. При этом его компания несколько больше, чем до кризиса, внимание уделяет залогу имущества как способу дополнительного обеспечения сделки. Поскольку у предприятий стало меньше свободных средств, компании зачастую готовы идти на заметное снижение аванса по договору лизинга в случае предоставления лизингополучателем дополнительного залога.
"Для того чтобы лизинговые компании могли чувствовать себя уверенно на рынке с точки зрения риска, их портфель не должен быть сконцентрирован на одной отрасли, на одном регионе либо на одном клиенте. Чем более диверсифицирован портфель, тем лучше", — делится опытом Елена Адамова.
Приемлемый уровень достигается уже при 5—8 отраслях и 3—5 регионах, "входящих" в портфель приблизительно равными частями. Универсальность деятельности компании "Центр-Капитал" и многолетний опыт работы позволяют ей качественно диверсифицировать портфель и минимизировать возможные риски. Разумный баланс между ростом бизнеса и уровнем риска, поиск новых потенциальных клиентов и дополнительных источников финансирования — вот основные факторы активного развития в посткризисный период.
Акцент на перспективу
При сохранении благоприятных экономических условий можно прогнозировать, что в ближайшее время продолжится восстановление объемов лизингового рынка, ожидается рост нового лизингового бизнеса примерно на 15—20%. При этом через два-три года рынок, скорее всего, сможет достичь докризисных объемов. Также до конца 2010-го Государственная дума РФ должна рассмотреть проект изменений в закон "О лизинге", подготовленный Министерством экономического развития. Документ позволит лизинговым компаниям работать с некоммерческими организациями и физическими лицами, легализует право повторной передачи активов в лизинг, а также значительно облегчит изъятие техники у недобросовестных должников. "Эти изменения, несомненно, благоприятно скажутся на дальнейшем развитии российского рынка лизинговых услуг", — уверена Елена Адамова.
"При сохранении стабильной макроэкономической конъюнктуры можно ожидать динамичный рост рынка лизинга в 2011 году и впоследствии. Предприятия мало обновляли основные средства в 2009-м и первой половине 2010-го, средний уровень износа вырос, хотя и раньше был очень высоким. По мере развития российской экономики модернизация основных средств становится все более значимым фактором конкурентоспособности предприятий", — добавляет Алексей Буераков. При этом Андрей Коноплев видит хороший потенциал в сфере лизинга сельскохозяйственной техники ввиду наличия значительных льгот, установленных государством. "Определенное развитие в ближайшем будущем получит сегмент оперативного лизинга. Это связано с существенным повышением спроса на данный вид услуг по сравнению с предыдущими периодами. Кроме того, определенные тенденции к развитию наблюдаются в сфере лизинга недвижимости", — перечисляет перспективные сферы Андрей Коноплев.
Елена Адамова, Финансовый директор ЗАО "Центр-Капитал":
"В конце 2009-го компанией были предприняты действия, которые в текущем году позволили достаточно быстро справиться с последствиями кризиса и эффективно решить возникшие проблемы. Для достижения намеченных результатов мы ориентировались на усовершенствование методов работы с клиентами, расширение продуктового ряда, создание наиболее выгодных условий по лизингу.
Мы значительно понизили стоимость предлагаемых лизинговых услуг, а также выпустили на рынок несколько новых краткосрочных продуктов с минимальными ставками, существенно опережающими общие тенденции рынка. К примеру, в сотрудничестве с поставщиками и импортерами автомобилей компания разработала ряд программ, позволяющих выгодно приобрести автомобили, в том числе и с нулевым удорожанием. Кроме того, мы единственные выпустили на рынок эксклюзивную программу, в которой сумма лизинговых платежей меньше розничной цены автомобиля, то есть по сути это еще дешевле, чем лизинг под 0%. По этой программе стоимость договора лизинга с учетом всех процентных платежей на некоторые автомобили BMW, Citroen, Ford, Mercedes, Nissan, Renault, Kia ниже розничной стоимости этих автомобилей на 2,3% и даже на 5% в зависимости от конкретной модели и условий лизинга".
Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг":
"Наибольший интерес конфискованное лизинговое имущество представляет для малого и среднего бизнеса, сегментов, наиболее ограниченных в финансовых средствах. В России нет еще отработанных механизмов реализации конфискованного лизингового имущества. Вынужденное обращение лизинговых компаний к скрытым возможностям вторичного рынка позволяет усмотреть в этом важное положительное значение кризиса, а именно стимул для развития оперативного лизинга в стране".
Источник: www.credits.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.