Ипотечный долг платежом красен
Про опричников и тещу
– Ситуация с возвратом ипотечных кредитов острая, но не безнадежная, – отметил заместитель председателя комитета Ассоциации российских банков (АРБ) по ипотечному кредитованию Евгений Чепенко. – Реструктуризация кредитов, хотя порой и медленно, но идет. АРИЖК пытается помогать всем, кто к нему обращается. Другое дело, что мало заемщиков знают об этом Агентстве по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов. И еще меньше знают о том, какие изменения произошли в последние месяцы.
Хочу всем сообщить: круг лиц, которые могут рассчитывать на получение льготного кредита, заметно расширился. Кроме того, во многих городах появились консультационные пункты, где заемщики, попавшие в трудное положение, могут узнать, как им из него выйти. Как избежать нападок коллекторских агентств, которые порой очень активно давят на должника. Это и понятно, они же работают в интересах банка, который им платит.
Тем не менее все чаще заемщики пытаются укрыться от банков и их "опричников" в судах. В чем здесь причина? А в том, что при получении кредита оценка почти всех квартир была завышена. Кстати, сейчас против многих оценочных компаний возбуждены уголовные дела.
Но страдали этим и заемщики. Чтобы получить больший кредит, они просили оценщика увеличить стоимость их имущества (кто же знал, что цены будут падать?). А сейчас они же возмущаются, что квартира была переоценена, и она столько не стоит. Но банк-то деньги в свое время дал и сейчас просит их назад.
– Да, мы нередко сталкиваемся с такими ситуациями, – говорит директор агентства по возврату кредитных долгов Александр Игин, – и порой можем лишь посочувствовать заемщику. Но когда говорят, что мы выбиваем долги или третируем заемщика угрозами, то хочу обратить внимание на следующее: все наши действия укладываются в рамки закона.
Всех простить, долги списать
Примерно такое настроение несло выступление вице-президента Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования (МАИФ) Ирины Радченко. Она считает, что раз государство соблазнило людей на ипотеку, то тоже должно нести свою долю ответственности. Противостояние же, которое сложилось между банками и заемщиками, лишь усугубляет ситуацию на ипотечном рынке. Растет недоверие, раздражение, люди порой готовы идти на массовые выступления против банков.
По мнению И. Радченко, надо взять на вооружение американскую систему кредитования, когда не только заемщики, но и банки несут ответственность, если недвижимость вдруг подешевела. В период кризиса необходимо помнить не только о прибыли, но и о том, что, завинчивая гайки, банки теряют клиентов. Если же они пойдут им навстречу, то завтра за счет притока новых заемщиков все отыграют и опять будут в прибыли.
– Не стоит забывать, – добавила И. Радченко, – что с ростом цен, который не за горами, оживет и ипотека. По нашим данным, отложенный спрос есть и он довольно значительный. А те банки, которые в трудное кризисное время будут вести социально ориентированную политику, от этого только выиграют.
Такое заявление Ирины Радченко не нашло "широкого отклика в сердцах". Как заметил вице-президент ассоциации региональных банков России Олег Иванов, прощать ни в коем случае нельзя. Это послужит нехорошим сигналом. Даже сейчас находится немало заемщиков, которые не хотят платить по долгам. Они расписывают имущество по родственникам и когда к ним приходят судебные приставы, то говорят, что ничего не имеют. А сама квартира, которая находится в залоге, заметно подешевела. И если ее продать, то она всех долгов не покроет. Порой банки просто не знают, что делать с такими заемщиками.
– Но скоро эта лазейка закроется, – предупредил генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. – В недрах Госдумы готовится закон, который даст возможность обращать взыскание на все имущество семьи должника. В том числе и на то, которое незадолго до выяснения отношений было переведено заемщиком на тестя с тещей. К слову сказать, этим мы повысим и ответственность близких родственников, которые зачастую подталкивают человека взять кредит, а потом отворачиваются от его проблем.
В контексте кризиса
Понятно, что заемщикам прошлых лет, которые на волне ипотечной эйфории брали кредиты фактически без первоначального взноса, сегодня приходится несладко. Ну, а что сделал кризис с заемщиками нынешними? Каковы их перспективы?
– Сегодня у многих сложилось мнение, будто ипотека умерла и ее больше не будет, – отметила заместитель генерального директора "МИЭЛЬ-Брокеридж" по ипотеке Ирина Кажикина. – Но это со-всем не так. Действительно, за первые пять месяцев 2009-го число ипотечных сделок уменьшилось в пять раз по сравнению с тем же периодом 2008-го. Эти цифры показывают серьезное падение спроса на ипотечное кредитование. Но если сравнивать долю ипотечных сделок в общем объеме сделок купли-продажи с докризисным уровнем, она сократилась не столь значительно.
– Начиная с апреля нынешнего года, – сообщила далее И. Кажикина, – число ипотечных сделок с каждым месяцем увеличивается вдвое. Меняется и качество обращений клиентов – от простых консультаций до конкретных заявок подобрать кредитный продукт, сопроводить сделку купли-продажи залоговой квартиры и т. д. Поэтому говорить о полной остановке ипотечного кредитования не стоит.
Правда, в последнее время сместился его акцент. Если раньше кредит покрывал 70–100% от стоимости квартиры, то сейчас размер привлекаемых кредитных средств редко превышает 40%. Иными словами, почти во всех случаях кредит привлекается для улучшения жилищных условий. И процентная ставка сегодня не такая уж страшная, как о том порой пишут и говорят. Она составляет (в зависимости от срока кредитования, способа подтверждения дохода, первоначального взноса, комиссии по кредиту) от 13,5% в рублях и от 10% в долларах.
Как отмечали многие участники конференции, ипотека была и остается единственным финансовым инструментом, помогающим изменить жилищные условия в лучшую сторону. Без нее многие никогда не смогут решить свой квартирный вопрос. И она будет развиваться.
Источник: www.credits.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.