Летом в России должны появиться первые ЖСК
Законопроект, разрабатываемый в Министерстве регионального развития должен появиться к лету и стать третьим вариантом (после ипотеки и долевого участия в строительстве обеспечения жильем населения. "Он направлен на воссоздание когда-то широко распространенных, но, к сожалению, забытых форм некоммерческих объединений граждан, выступающих самостоятельными застройщиками жилья, - поясняет один из разработчиков документа, президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. - Этот вопрос приобретает особо важное значение именно сегодня, в условиях кризисной ситуации на рынке строительства жилья".
Первый плюс обновленных ЖСК состоит в существенном удешевлении строительства. Из цены квадратного метра исчезают маржа девелоперов и надбавки за риск. То есть, по мнению авторов законопроекта, есть весьма реальный шанс уложиться в стандарт того же Минрегиона для выкупа жилья по социальным программам, который сегодня составляет 26 500 рублей за квадратный метр.
С точки зрения российского законодательства, ЖСК имеют полное право на существование, им даже посвящена глава в Жилищном кодексе. Однако готовящийся законопроект призван наполнить идею ЖСК реальными работающими механизмами: как получить участок под строительство, комплект разрешительной документации, подключиться к коммуникациям и прочие вопросы, которые в нынешней ситуации ЖСК решают наравне с коммерческими организациями.
По замыслу разработчиков законопроекта, предусматривается два основных типа объединений граждан. Первый тип –товарищество индивидуальных застройщиков для организации строительства поселка из индивидуальных домов. Второй тип – жилищно-строительные кооперативы для возведения многоэтажного строительства и малоэтажной застройки. ЖСК подразделяются на "открытые", когда после выплаты пая квартира переходит в собственность человека, и "закрытые", когда дом остается в собственности кооператива, а человек выступал в роли пайщика, то есть имел собственность на пай.
Со стороны государства планируется два варианта поддержки. Первый вариант – непосредственное участие государства для обеспечения жильем очередников и льготников. Государство само учреждает кооперативы через специальные организации, которые обеспечивают весь цикл строительства от привлечения граждан, финансов до окончания строительства. Второй вариант – создание ЖСК при организациях. В таком варианте земля будет распределяться на закрытых аукционах только для кооперативов. Таким образом закон формирует реальный механизм "отстройки" от коммерческих организаций, при котором кооперативы не будут конкурировать с коммерческими застройщиками.
Что касается форм господдержки, законопроект предлагает два варианта. Первая модель - "плотное" участие государства для обеспечения жильем очередников, льготников. Предполагается, что такие кооперативы будут учреждаться органами государственной и муниципальной власти через специально созданные уполномоченные организации. Эти организации обеспечат весь цикл - от приема граждан, привлечения подрядчиков, кредитов до окончания строительства. Для членов кооператива очередников стоимость земли в цену метра жилья входить не будет. Другие граждане, как предполагается, оплатят свою долю в стоимости участка по фиксированной величине, например 30 процентов от кадастровой стоимости. "Начальная цена на таких аукционах должна устанавливаться достаточно низкая, например на 30 процентов ниже кадастровой стоимости", - поясняет Надежда Косарева.
Добавим, что законопроект о ЖСК далеко не нов – несколько лет назад он уже "проходил" первое чтение в Госдуме, однако, как и многие законы, например, о стройсберкассах, банкротстве физлиц и др., безнадежно "завис" в ее недрах благодаря противодействию определенных лобби. Поможет ли кризис строительной и финансовой отрасли пробить эти лобби, особенно к лету нынешнего года, – покажет самое ближайшее время.
Источник: www.credits.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.