Бензину приказано не дорожать
Выступая перед членами правительства, статс-секретарь - замминистра финансов Сергей Шаталов назвал определенные законопроектом Минфина точки акцизного роста: 2008 год - 7%, 2009-й - 6,5%, 2010‑й - 6%. Исключение сделано для акцизов на нефтепродукты: Минфин вопреки своим обещаниям решил их не менять вообще на протяжении трех лет.
До сих пор правительство было настроено на введение дифференцированной ставки акциза на автомобильный бензин и дизтопливо в зависимости от его качества. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, это необходимая мера, если Россия по-настоящему настроена переходить на выпуск машин, соответствующих требованиям Евро-2 и Евро-3. Однако правительство собирается претворять эту идею в жизнь только после того, как будет принят закон о техрегламентах. Как объяснил Сергей Шаталов, в связи с решением заморозить нефтяные акцизы на нынешнем уровне в 2008 году выпадающих доходов в бюджете не будет, однако уже в 2009-м казна недосчитается 8,8 млрд руб., а в 2010-м - 18,3 млрд руб. "Это немало", - резюмировал премьер-министр Михаил Фрадков, заметив, что это цена, которую правительство платит за неповышение цен на автозаправочных станциях.
Акцизы на нефтепродукты в их настоящем виде (в зависимости от качества бензина акциз составляет от 1080 до 3629 руб. за тонну) не менялись с 2006 года. "Любое повышение акцизов на нефтепродукты перекладывается на потребителей, в итоге они и платят налог", - говорит эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская. Это в свою очередь приводит к повышению цен на подакцизные товары и вносит свой вклад в инфляцию. В преддверии выборов власти особенно не заинтересованы в повышении цен на бензин. Старший аналитик ИК "Совлинк" Николай Саперов не исключает, что таким решением власти пытаются "не разгонять" инфляцию, которая скорее всего и так подскочит из-за либерализации внутреннего рынка газа, а также роста цен на электроэнергию.
Однако сохранение акцизов на нефтепродукты на текущем уровне благоприятно и для участников рынка. Компаниям выгоднее платить экспортную пошлину, так как маржа от продажи нефтепродуктов за рубежом все равно выше. "Возможно, власти решили прислушаться к мнению нефтяников и простимулировать их к увеличению продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке", - говорит Николай Саперов. Михаил Зак из ИК "Велес Капитал" также считает, что государство пошло на уступки нефтяникам, желая стимулировать их работу на внутреннем рынке. "В среднесрочной перспективе такая мера поможет стабилизировать текущие цены на нефтепродукты. Однако если в ближайшие три года будет резкий скачок цен на нефть, то никакие акцизы не уберегут внутренний рынок от повышения цен на нефтепродукты", - уверен эксперт.
Впрочем, это может случиться гораздо раньше. Как показывает практика последних лет, рост розничных цен на бензин вполне возможен и без изменения акцизов и вполне благоприятной для России ситуации на мировых рынках. Ряд аналитиков предполагают, что очередной скачок розничных цен не за горами. Ему будет способствовать снижение экспортной пошлины на нефть с 1 апреля (с 179,7 до 156,4 долл. за тонну), которое сделает экспорт нефти более выгодным, чем ее переработка в России. К тому же спрос на автомобильное горючее с окончанием зимы традиционно становится выше. В сумме эти факторы, по мнению аналитиков, в ближайшие два месяца могут привести к росту цен на бензин на 10-15%. Стоит отметить, что оптовые цены на бензин растут уже в течение месяца.
В отличие от акцизов на нефтепродукты акцизы на сигареты и табачные изделия будут индексироваться на 20% ежегодно. Как заявил Сергей Шаталов, дешевые сигареты и папиросы подорожают не более чем на 1 руб. в год, чего нельзя сказать о табаке премиум-класса.
"Двадцатипроцентная индексация повлечет увеличение цены примерно на 5%", - предполагает главный редактор отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев. Однако, по его словам, это вряд ли приведет к каким-либо "драматическим изменениям на рынке".
Источник: www.business-news.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.