Рейдеры пошли по магазинам: под прицелом оказался малый бизнес
Внимание маленьким
В 2005 г. в России началось 25 конфликтов за активы дороже $5 млн, а в январе — апреле 2007 г. — только два, свидетельствуют данные журнала "Слияния и поглощения". "Число больших конфликтов снижается третий год подряд: крупный бизнес научился защищаться, а государство — бороться с рейдерством", — считает главный редактор журнала Антон Смирнов. Например, в июле Генпрокуратура РФ обвинила 76 человек в незаконном захвате 30 предприятий Санкт-Петербурга. Компании, которые часто упоминались в контексте рейдерства, предпочли переквалифицироваться в инвесторов. "Росбилдинг", которого московские предприниматели считают автором самых крупных недружественных поглощений, с прошлого февраля называется инвесткомпанией и заявляет, что занимается антикризисным менеджментом.
Но его предыдущие успехи и рентабельность в 1000% годовых привлекли к рейдерству несколько десятков мелких компаний. Им по силам атаковать только небольшие фирмы, владеющие недвижимостью в Москве. Малым предприятиям не повезло в том, что помещения под магазины площадью от 300 до 1000 кв. м сейчас пользуются наибольшим спросом у сетевых компаний, отчего их цена выросла на 60-80% по сравнению с I кварталом 2006 г., подсчитал Айдар Галеев. По его словам, средняя стоимость коммерческой недвижимости на первых этажах домов достигла $5300 за 1 кв. м, а в центре рядом с метро доходит до $20 000. В Москве, по данным БТИ, зарегистрировано более 5000 магазинов и 700 кафе. Как минимум половина из них пока не входят в сети, предполагают риэлторы. А значит, могут быть атакованы рейдерами.
Новое слово для старого бизнеса
Рейдеров уже так много, что у них есть площадка для общения в Интернете — сайт Zahvat.ru. Участники форума на этом ресурсе советуют начинать атаку на понравившееся предприятие с проверок пожарников, СЭС, торговой и налоговой инспекций и жалоб потребителей.. Цель этой работы — закрыть магазин хотя бы на неделю, что будет для него сильным ударом, объясняет участник под ником Navigator. Другой рейдер предлагает изучить родственные отношения предпринимателя и приобрети доли у склочных родственников. После 2-3 месяцев интенсивных "наездов" появится рейдер в образе белого рыцаря и предложит выкупить у предпринимателя проблемный актив с дисконтом до 70% от рыночной стоимости. Если ничего не получится, давление возобновится, объясняют рейдеры.
Самой лакомой добычей для них становится компания, нарушившая права миноритариев в ходе приватизации и консолидации акций, признается Олег Чикирев, продающий через Zahvat.ru за $750 000 магазин в Москве площадью 300 кв. м. Он называет себя Робин Гудом, возвращающим труженикам деньги, отнятые у них директорами. Например, бывший гендиректор продающегося магазина в 1997 г. переписала на себя доли работников, составлявшие 75%, не выплатив их стоимость, утверждает Чикирев. По его словам, так же поступило руководство других 24 магазинов, которыми он интересовался, и только в одном директор выкупил у работников доли. Все нарушители рискуют лишиться своей недвижимости, утверждает предприниматель. И рассказывает, что будет действовать по отработанной схеме: разыскивать всех бывших участников ООО, заключать с ними договор о намерении выкупа доли, через суд восстанавливать их в правах. Чикирев утверждает, что долю каждого пенсионера в продающемся магазине он выкупил за $35 000. По его словам, затраты на захват магазина с минимальными нарушениями закона (доступ к архиву регистрационных документов компании) составляют $250 000. От готовящейся сделки он рассчитывает получить прибыль в $500 000, но в некоторых случаях рентабельность рейдерства доходит сейчас до 400% годовых.
Готовь защиту до захвата
"Если к вам пришел "новый собственник" в сопровождении судебного пристава и участкового, шансов вернуть бизнес один на миллион", — предупреждал адвокат Павел Астахов участников своего мастер-класса "Противодействие рейдерским захватам", прошедшего в начале июля. И призывал подумать о защите заранее. Она заключается в ежегодном аудите компании на "рейдеропригодность", выявляющем уязвимые места. Ими становятся распыленность долей, внутренние конфликты в компании и низкая зарплата топ-менеджеров. Опасность представляет даже незарегистрированный товарный знак — рейдеры могут зарегистрировать его на себя и запретить использовать, что может привести к остановке предприятия, пугает Астахов.
Кроме того, компании следует ежемесячно запрашивать налоговую инспекцию об изменениях в своих регистрационных документах. Еще лучше, по мнению адвоката, завести знакомство с налоговым инспектором, который заранее сообщал бы обо всех попытках изменить состав участников ООО. Чикирев тоже считает "мониторинг налоговой" самым эффективным методом превентивной защиты.
Предпринимателям следует интересоваться и информацией о том, кто запрашивал данные об их недвижимости в Федеральной регистрационной службе и Федеральном кадастре объектов недвижимости. Если в службы поступали запросы от неизвестных лиц, это сигнал о рейдерской атаке. О том же говорит увеличение количества сделок с мелкими пакетами компании, неожиданный интерес к ее текущей деятельности со стороны миноритариев и, конечно же, неожиданные проверки контролирующих органов. Астахов вспоминает, как в одном из крупных московских ресторанов прошли друг за другом 24 проверки — от пожарных до ДЕЗ. По признанию адвоката, отбиться от рейдера удалось, лишь обратившись напрямую к членам правительства Москвы. У большинства мелких предпринимателей таких связей нет. Им в случае захвата остается одно — "кричать как можно громче", считает Астахов. Коррумпированные чиновники и сотрудники правоохранительных органов, без поддержки которых нельзя провести захват, не любят лишнего шума, объясняет он. И советует обращаться сразу во все структуры, занимающиеся борьбой с экономическими преступлениями. Правда, сам он признается, что срабатывает это крайне редко.
Рейдер в помощь
Иногда отразить рейдерскую атаку могут конкурирующие рейдеры, за хороший гонорар. Астахов рассказывает, что один из его клиентов додумался взять его у самого рейдера. Владелец помещения стоимостью $7 млн переоформил его на захватчика за $1 млн. Потом на $500 000 нанял антирейдера, сумевшего опротестовать сделку и вернуть недвижимость прежнему владельцу. Но к услугам антирейдеров прибегать надо только в крайних случаях. Под их маской могут оказаться не профессиональные юристы, а захватчики, которые под видом защитников изучают ситуацию изнутри и самостоятельно захватывают предприятие, предупреждает Астахов. По словам Смирнова, в антирейдеры подалось очень много ставших безработными рейдеров. Но доверять им не стоит, считает главный редактор "Слияний и поглощений", рекомендуя обращаться к проверенным юристам.
Региональный аспект
Поделив собственность в столице, рейдеры выходят в регионы. Проблема недружественных поглощений становится актуальной и для Удмуртии. В феврале 2007 года в республике была создана Рабочая группа по противодействию необоснованному экономическому захвату организаций (борьбе с рейдерством). Как сообщила тогда пресс-служба Президента и Правительства УР, "рабочей группе предстоит изучение опыта других регионов по противодействию рейдерству". Главам местных администраций, в том числе администрации Ижевска, было рекомендовано создать аналогичные структуры по предупреждению незаконного захвата предприятий и организаций для их целенаправленного банкротства. Вскоре после историй попыток перехвата управления ряда предприятий республики, например, ювелирного салона "Золотая Орхидея", всем соответствующим министерствам и ведомствам было предложено сформировать реестр предприятий республики, "представляющих интерес для развития экономики Удмуртии". Цель создания предполагаемого реестра - контроль и предотвращение попыток их недружественного поглощения.
СМЕТА РЕЙДЕРА
По данным журнала "Слияния и поглощения", московские рейдеры заказывают налоговую проверку на предприятии за $4000, изменение записей в ЕГРЮЛ — от $10 000, копию договора купли-продажи из регпалаты — $30 000, постановление суда об аресте имущества — $30 000, возбуждение уголовного дела в МВД — $30 000 и силовой захват офиса — за $10 000-30 000.
Источник: www.business-news.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.