Политикам на заметку. Россия, Украина и Белоруссия объединяют культурное наследие

В Третьяковской галерее открылась выставка старинных икон, подготовленная ведущими музеями России, Украины и Белоруссии. Впоследствии совместный проект покажут в Минске и Киеве.

Третьяковка представила самые древние и всемирно известные иконы, среди которых и «Богоматерь Владимирская» московской школы XV века, и рублевская «Троица». В украинских и белорусских залах – более поздние памятники, в основном XVII-XVIII столетий. Посетителям предлагается чрезвычайно увлекательное занятие – сопоставлять, в чем различия в иконописи трех славянских народов и что в ней общего.

Директор белорусского Национального художественного музея Владимир Прокопцов подчеркивает: «Выставка уникальна тем, что проводится впервые в истории наших стран. Жили мы вместе, но почему-то такая идея не приходила никому в голову, и только когда мы разъединились, пришло время собирать камни. Эта выставка позволяет собрать уникальные вместе памятники, в том числе и такие, которые раньше вообще публично не экспонировались. Проект уникальный, необычный, и отчасти может служить примером политикам».

Ранние иконы трех народов сопоставимы, однако  поздняя украинская икона существенно отличается от других славянских. Причину такого отличия поясняет Ирина Шульц, заведующая отделом изучения культурного наследия Киево-Печерской лавры:

«Украина была разделена с XIV столетия: одна ее часть относилась к Литве, другая - к Польше, третья - к России, и соответственно влияние народов, которые властвовали в те моменты, наложило своей отпечаток на развитие искусства. Здесь прослеживается как западное, так и восточное влияние. Плюс еще расположение между Востоком и Западом, постоянное влияние, постоянные контакты. Поэтому все новое, что появлялось и в России, и на Западе, всегда воспринималось нашими мастерами. К большому сожалению, на Украине сохранилось крайне мало памятников. У нас схожая история с Белоруссией: шли постоянные войны - захватнические, освободительные, - очень много памятников уничтожено. Несомненно, самой большой урон нанесла Вторая мировая война. Остались крохи. А национальное своеобразие нашей школы в иконописи постепенно начало проявляться в XIV веке – отход от византийского канона, когда под влиянием контактов с Европой постепенно в иконах появляются изображения увиденного в реальных событиях, наблюдаемого в жизни. Художники постарались это внести в иконопись. Менялось мировоззрение, менялся человек».

В русских же иконах строго соблюдались каноны. К примеру, пейзаж вплоть до XVIII века писался только в так называемой обратной перспективе и был очень условным. В украинской и особенно белорусской иконописи сплошь и рядом мы встречаем отход от канона, причем в отдельных деталях. Так на иконе из Галиции «Бегство в Египет» события разворачиваются на фоне карпатских пирамидальных елей и стожков сена на склонах холмов.






Источник: www.svobodanews.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом