Перебежчик Третьяков: моей России больше нет
Сергей Третьяков большую часть жизни проработал в разведке - советской, а потом российской. В середине 1990-х он возглавил ее нью-йоркскую резидентуру и в этом качестве в течение пяти лет направлял вербовку агентов - как среди американцев, так и иностранных дипломатов, работающих в штаб-квартире ООН. О своей жизни и работе он рассказывает в недавно опубликованной книге.
Третьяков говорит, что он не из тех людей, что часто оглядываются – несмотря на грозную репутацию Кремля, не прощающего предателей. Наш собеседник - самый высокопоставленный офицер русской разведки, который когда-либо переходил на сторону США. Он отрекся от родной страны в 2000 году, передав тысячи секретных документов о работе своего бюро американской разведке. Эти сведения касались преимущественно операций в Нью-Йорке и штаб-квартире ООН.
История его жизни описывается в только что вышедшей книге «Товарищ Ж: ранее неизвестные секреты главного российского шпиона после окончания «холодной войны» (Comrade J: The Untold Secrets of Russia's Master Spy in America After the End of the Cold War). Недавно Третьяков дал РС интервью вместе с автором книги Питом Эрли, бывшим репортером Washington Post.
Где сегодня живет со своей женой о дочерью «шпион, пришедший с холода», не разглашается. И не потому, что он не уверен в своей безопасности. «Кремль не будет преследовать меня, - убежден разведчик, - я не Литвиненко. Если со мной что-нибудь случится, Россию исключат из числа цивилизованных стран. Я считаю, что им стоит даже послать сотрудников ФСБ, чтобы защищать меня. Ведь если меня собьет пьяный водитель, никто не поверит в случайность произошедшего».
Передо мной сидит плотный 52-летний мужчина с редеющими светлыми волосами. На нем темный костюм и белоснежная рубашка с золотыми запонками. Он выглядит расслабленным и собранным одновременно. Вероятно, это привычка оставшаяся после учебы в Краснознаменном институте КГБ в пригороде Москвы.
Как объясняли ему инструкторы, человек обычно предает родину по трем причинам: по политическим или идеологическим убеждениям, из-за проблем с психикой или за деньги. Третьяков объясняет, что перешел на сторону США по причине, отличной от всех этих. Его преданность российским властям сменилась «отвращением».
«То, что происходит в постсоветской России – возмутительно», - говорит разведчик. По его словам, власти развязали настоящий «геноцид русского народа». Он осуждает ошеломляющий рост богатства 1-2% населения могут себе позволить «шампанское за 6000 долларов», пока остальная страна живет в бедности и отчаянии: «У меня была возможность вернуться в Россию и стать частью этой небольшой группы людей, что называет себя “элитой”. Но что за элита?! Попросту малограмотные люди. Они говорят на криминальном жаргоне, и по сути сами преступники. Я должен был стать частью этой элиты. Или сделать что-то хорошее в своей жизни».
Третьяков утверждает, что во время работы в Нью-Йорке он внедрил высокопоставленного офицера разведки в программу ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Тот манипулировал ценами на нефть и похитил 500 миллионов долларов из средств, которые должны были пойти на иракские гуманитарные нужды. Как утверждает Третьяков, эти деньги пошли в карман российским политикам, включая людей из окружения президентов Бориса Ельцина и Владимира Путина.
Третьяков также утверждает, что завербовал в качестве агентов посла при ООН от одной центральноазиатской республики и канадского эксперта, который стал впоследствии сотрудником МАГАТЭ.
Перейдя на сторону США, Третьяков получил самое большое материальное вознаграждение, какое когда-либо доставалось от американского правительства перебежчику. После семи лет наблюдения за событиями в России со стороны у него сформировалось свое мнение о том, что происходит в родной стране.
Безмерной популярности президента Владимира Путина, с которым Третьяков никогда не встречался потому, что «был на самом верху служебной лестницы КГБ, а Путин был в самом низу», разведчик дает такую трактовку: «У меня есть только одно объяснение – в России самые лучшие в мире имиджмейкеры».
Третьяков приводит свой психологический портрет Путина: «Его карьера КГБ не была блестящей. Вначале он упустил шанс поработать в центральном аппарате Комитета, потом получил понижение и отправился Ленинград, затем - в Восточную Германию, где также не смог показать ничего выдающегося. В конце концов его вернули обратно в Россию». После своего неожиданного и головокружительного прихода к власти Путин почувствовал, что должен что-то доказать тем, кто в нем сомневался. Он стал запугивать и союзников, и противников.
Говоря о Дмитрии Медведеве, выбранном Путином в качестве преемника, Третьяков употребляет слово «марионетка».
На вопрос, что же привело Россию к успеху на мировой арене, Третьяков отвечает так: «Все просто – нефть и газ. Россия удачно продает природные ресурсы. Еще экспорт вооружений. У России нет своей ниши на рынке. Что ей производить? Компьютеры? Холодильники? Автомобили? Рынок полон. Что России удается лучше всего? Экспорт природных ресурсов и вооружений. И продажа вооружений врагам Америки».
В «Товарище Ж» описывается момент, когда Третьяков впервые рассказал о своей деятельности публично. По его словам, он сделал это не для того, чтобы разозлить бывших работодателей, хотя официальная Москва назвала книгу «саморекламой, основанной на предательстве». Третьяков говорит, что таким образом он «разбудил» Америку, дал понять, что «холодная война» никогда не заканчивалась на самом деле.
В книге говорится, что сегодня в США работает больше засланных Москвой, чем во времена «холодной войны». По словам разведчика, Россия продолжает считать своими основными врагами Китай, страны НАТО и США.
Всякий, кто покинул свою страну, скучает по родине. Но не Третьяков. Он считает, что страна, в которой он жил, перестала существовать. А новая Россия столь странна, что «непонятно, как там вообще люди живут».
Перебежчик не питает иллюзий относительно его новой родины ( «не носит розовых очков», как он сам говорит). Но он гордится, что его близкие теперь являются американскими гражданами: «У внешней политики США много недостатков, но идеальных стран не бывает. Я люблю Америку и считаю свою семью американскими патриотами. Есть много людей, называющих себя патриотами, но далеко не все из них рисковали своими жизнями за эту страну. В России же мне как минимум трижды выносили смертный приговор. Это значит, что, поймав меня, они бы потратили на меня три пули», - смеется Третьяков.
Источник: www.svobodanews.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.