«Мемориал»: чеченцев возвращают в Чечню насильно
Правозащитный центр «Мемориал» представил шестой доклад «О положении жителей Чечни в Российской Федерации». Мониторинг осуществлен на средства Европейской комиссии. Зарубежную поддержку получил еще один представленный сегодня совместный проект «Мемориала» и комитета «Гражданское содействие» - помощь школам в Чечне. Но именно в день презентации итогов обоих акций стало известно о том, что прокуратура Чечни добивается закрытия регионального отделения британской некоммерческой организации «Центр миротворчества и общественного развития».
Презентацию очередного доклада «О положении жителей Чечни в Российской Федерации» правозащитники начали с сообщения о том, что им очевидны положительные изменения в Чечне - это восстановление Грозного, уменьшение количества похищений людей и пыток. Зато теперь ярче проявились проблемы, которые на первый взгляд правозащитными не являются, предварила свой рассказ председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина: «Идет постоянное выдавливание из России тех немногих (это около тысячи человек всего), кто попал в Центр временного размещения в Центральной России, и тех сотен тысяч людей, которые были в лагерях в Ингушетии. Теперь тех, кто сейчас живет в пунктах временного размещения в Чечне, фактически просто отправляют на улицу. Не всех. Кто-то получил компенсацию и что-то сумел построить, кто-то сумел что-то восстановить, но тех, кто ничего не получил и не имеет жилья, тоже выпроваживают на улицу.
Проблема состоит в том, что за эти годы (ведь этого же многие годы, многие годы идет война) развиваются семьи, рождаются дети. И оказывается, что есть несколько категорий граждан, которые вообще не имеют никакого права ни на что. Они жили в большой семье. Сейчас у них образовались новые молодые семьи, а прав у них ни на что нет».
По данным правозащитной сети «Миграция и право» в пунктах временного размещения сейчас остаются не более 2000 человек, против десяти тысяч пару лет назад. Какими методами решают чеченские власти эту «маленькую» проблему, Светлана Ганнушкина увидела своими глазами: «24 декабря были на улице Поняткова, дом 11 в Центре временного размещения в восемь часов вечера, когда людей у нас на глазах выселяли. Женщины рыдают. Был снег с дождем. Грязь под ногами жуткая совершенно. Разваливающаяся мебель, потому что новой мебели, конечно, не было. Банки с какими-то соленьями стоят в лужах, в грязи. Разбилась банка, в которой был рис. Все ходят по этому стеклу, по этому рису. Дети плачут. В общем, картина разорения».
В основу многих выводов доклада «О положении жителей Чечни в Российской Федерации» легли личные впечатления его составителей. Председатель правления правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов уверен - понять, что на самом деле происходит в Чечне можно и без глубоких исследований: «Мы можем утверждать, что на территории Чеченской республики создан в результате не авторитарный режим, нет. Там создается и уже создан тоталитарный режим - режим, который позволяет себе вмешиваться во все стороны жизни человека, проживающего на территории Чечни. Я уже не говорю о политике, общественной деятельности. Это само собой. Для этого хотя бы давайте посмотрим телевидение Чеченской республики – 80% новостных сюжетов по чеченскому телевидению содержат информацию о Рамзане Кадырове, президенте Чеченской республики. Такое не снилось даже в тоталитарные брежневские времена. Может быть, в сталинские времена, не знаю».
Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина говорит, что уже сегодня уверена - будет и седьмой доклад «О положении жителей Чечни в России». При подготовке нынешнего доклада правозащитники уже наметили, с чем будут работать в будущем, дала понять Светлана Ганнушкина: «Нам сотрудник милиции сказал - я ручкался (как он сказал) с Рамзаном Кадыровым, и он сказал мне: "Гоните всех в Чечню". Людям говорят - отправляйтесь в свою Чечню, живите там. Каждый народ должен жить на своей земле. Кто, интересно, останется в Москве, хотела бы я знать?»
Руководитель приемной комитета «Гражданское содействие» в Чечне Елена Буртина рассказала о том, как комитет на деньги МИД Франции помогали восстановлению системы образования в Чечне: «Был такой разрекламированный план Кадырова - во все школы, включая начальные, где не преподается информатика, проведем Интернет. Совершенно разрушенная, покосившаяся школа, но на ней укреплена "тарелка". Может не быть света, не быть компьютеров, не быть людей, которые могут преподавать эту информатику, но "тарелка" стоит. Мы отчасти исправили это положение в некоторых школах, подарив компьютеры. Но выяснилось, что надо было еще научить пользоваться кого-то этим компьютером, чтобы эти знания как-то пошли распространяться дальше, хотя информатика преподается, но преподается по книжке без компьютера человеком, который не умеет пользоваться компьютером».
В день презентации итогов гуманитарной акции помощи чеченским школам стало известно о том, что прокуратура Чечни добивается закрытия регионального отделения британской некоммерческой организации «Центр миротворчества и общественного развития».
Появившаяся во вторник информация о ликвидации грозненского представительства британской некоммерческой организации «Центр миротворчества и общественного развития», которую власти обвиняют в нарушении налогового законодательства и правил аккредитации, вызывало удивление со стороны представителей организации. Как заявил в интервью Радио Свобода руководитель грозненского офиса Адлан Адаев, организация уже два года находится на стадии ликвидации, и в ближайшие месяцы она все-таки будет ликвидирована. Адаев опроверг слухи, что за этой ликвидацией стоят политические мотивы: «Никакой связи ни с Британским советом, ни с политикой, ни с чем. Это чисто техническая ликвидация английской компании. Советом директоров в Англии было принято решение в конце 2005 года.
Британская некоммерческая организация "Центр миротворчества и общественного развития в Чечне" работала с первой войны. Основная деятельность организации была направлена на психосоциальную реабилитацию взрослых и детей. В последнее время количество программ сократилось до минимума».
Но российские правозащитники все-таки сожалеют о закрытии представительства этой британской некоммерческой организации в Чечне. Председатель правления правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов сказал, что его организации довелось сотрудничать с опальным ныне британским «Центром миротворчества и общественного развития»: «Организация активно и хорошо работала в области реабилитации детей. Она занималась исключительно гуманитарными и просветительскими проектами. С реабилитацией детей, пострадавших от войны, они очень хорошо работали. Вполне очевидно, почему их закрывают - политические игры вокруг обострения ситуации: Закаев, убийство Литвиненко и так далее. Теперь это все отыгрывается на гуманитарных организациях, которые приносят пользу гражданам России. Это ужасно».
Российские правозащитники говорят и о собственных трудностях при работе с чеченской темой. Год от года собирать информацию все сложнее. Люди боятся рассказывать о нарушениях своих прав. В комитете «Гражданское содействие» уверены, что бояться есть чего. Фабрикация уголовных дел - это отдельная глава шестого доклада «О положении жителей Чечни в Российской Федерации».
Источник: www.svobodanews.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.