Прокуратура выявила нарушения исполнения земельного законодательства
В текущем году прокурорскими проверками выявлены многочисленные нарушения, связанные с нарушением порядка предоставления земельных участков, в том числе и для строительства.
Так, в октябре прошлого года администрацией Брянской области был утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области – г. Брянска.
Отдельными нормами данного Порядка были установлены не предусмотренные законом условия и ограничения для приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки (такие, как предварительно внесение в стоимости годовой арендной платы, предоставления документов, подтверждающих бюджетное финансирование планируемых к строительству объектов, и иных документов, не предусмотренных законом).
По протесту прокуратуры области данный нормативный правовой акт был приведен в соответствие с законом.
Органами местного самоуправления области, после принятия мер прокурорского реагирования, во исполнение ст. ст. 33, 34 Земельного кодекса Российской Федерации приняты нормативные акты, устанавливающие порядок осуществления муниципального земельного контроля, а также предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, а также устанавливающие процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Отдельными органами местного самоуправления были с превышением компетенции установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, что отнесено компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По протестам прокурора такие правовые акты приведены в соответствие с требованиями законодательства.
Главами сельских поселений Карачевского района в октябре 2006 года с превышением компетенции, установленной ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» были изданы 17 постановлений об утверждении проектов границ земельных участков, занимаемых опорами линий электропередач ОАО «Брянскэнерго». Данные полномочия предоставлены указанным законом органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
По протестам прокурора района незаконные правовые акты отменены.
Постановлением администрации Климовского района в августе 2006 года в нарушение Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сельскохозяйственному производственному кооперативу «Крапивное» был выделен в аренду земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, не прошедший кадастровый учет.
По результатам рассмотрения представления прокурора данное постановление было отменено, договор аренды заключен не был.
Не соблюдались требования законодательства об отходах производства и потребления при использовании земель сельскохозяйственного назначения. Так, Брянский природоохранный прокурор обратился в Навлинский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Навлинской поселковой администрации о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированного полигона промышленных и бытовых отходов.
Проведенной проверкой было установлено, что, в нарушение требований ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», полигон ТБО был расположен на землях сельскохозяйственного назначения.Учитывая, что в процессе судебного разбирательства Навлинской поселковой администрации были приняты меры по ликвидации указанного полигона ТБО, производство по делу было прекращено.
Постановлением главы Карачевского района от 28.03.2007 г. № 229 товариществу на вере «Заря» был предоставлен в аренду земельный участок площадью 782,35 га из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления сельскохозяйственного производства. При этом в нарушение ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией района не была заблаговременно опубликована информация о предоставлении этого земельного участка, что могло повлечь нарушение прав других лиц.
По протесту прокурора данное постановление отменено, заключенный с этим юридическим лицом договор аренды расторгнут.
Постановлением главы Карачевского района от 15.02.2007 г. № 138 федеральному государственному учреждению «ДЕП № 46» с нарушением ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения, был предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для разработки песчаного карьера.
По протесту прокурора данное постановление отменено до заключения договора аренды.
В целях устранения таких нарушений, причин и условий, им способствующих, в адрес главы района также внесено представление.
Постановлениями администрации Климовского района в 2006 и 2007 годах в нарушение требований ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сельскохозяйственным организациям были предоставлены 3 земельных участка без предварительного опубликования в средствах массовой информации извещения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.
Прокуратурой в адрес главы администрации было внесено представление, председатель Комитета по управлению имуществом предостережен о недопустимости заключения договоров аренды этих земельных участков. В результате ни один договор аренды заключен не был.
Не всегда соблюдался установленный порядок предоставления земельных участков, в том числе для строительства.
В 2007 году прокуратурой Трубчевского района в Трубчевский районный суд направлено исковое заявление о сносе самовольно возведенного нулевого цикла жилого одноквартирного дома в г. Трубчевске и приведении земельного участка МДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок» в первоначальное состояние. Основаниями заявленных требований послужили нарушения ст. 222 ГК РФ, СанПиН 2.4.1.12.49-03 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных общеобразовательных учреждений).
В результате строительства, начатого без получения проектной документации о разрешения на строительство, уменьшена площадь земельного участка, отведенная под игровые площадки старших групп, стало невозможным размещение общей физкультурной площадки.
Исковое заявление удовлетворено в полном объеме и исполнено.
В феврале 2007 года прокуратура области обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Клинцы Брянской области от 20.10.2006 года №1464 «О разрешении строительства АЗС по адресу: г.Клинцы, ул.Парковая (напротив дома №13). Указанный земельный участок находится на праве собственности у ООО «Бизон-М». Заявление обосновано нарушением при принятии оспариваемого постановления требования Земельного кодекса РФ, и ФЗ «Об охране окружающей природной» - строительство АЗС разрешено на землях рекреационного назначения (лесопарковая зона).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16 мая 2007 года требования прокурора удовлетворены.
Постановлением Брянской городской администрации от 21.04.2006 г. № 1094-П муниципальному унитарному предприятию «Брянскгорстройзаказчик» земельный участок площадью 2363373 кв. м. был предоставлен в аренду на 15 лет для корректировки проекта планировки территории бывшего аэропорта и поэтапной застройки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 7 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. Кроме того, земельный участок, фактически предоставленный для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в нарушение ст.30.2 Земельного кодекса РФ, был предоставлен в аренду без проведения аукциона.
В этой связи прокуратурой области 09.01.2007 г. в Арбитражный суд Брянской области направлено заявление о признании договора аренды данного земельного участка недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.05.2007 г. требования прокуратуры удовлетворены, постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2007 г. решение оставлено без изменения.
Постановлением Брянской городской администрации от 10.08.2006 г. № 2821-п был изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 62637 кв.м. по ул. Бежицкой Советского района с использования под проектирование и строительство больницы скорой помощи на использование под индивидуальную жилую застройку (без изменения площади земельного участка).
Ранее данный земельный участок был предоставлен Управлению здравоохранения Брянской городской администрации под проектирование и строительство больницы скорой медицинской помощи и передан указанным учреждением в субаренду МУП «Брянскгорстройзаказчик».
Договоры аренды и субаренды этого земельного участка (в редакции с учетом изменения вида разрешенного использования) противоречат требованиям действующего законодательства, поскольку в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
В этой связи прокуратурой области 11.05.2007 г. в Арбитражный суд Брянской области направлены исковые заявления о признании недействительными договоров аренды и субаренды указанного земельного участка. Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.09.2007 г. требования прокуратуры о признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности сделки удовлетворены. Решение не вступило в законную силу. Заявление о признании недействительным договора субаренды находится в стадии рассмотрения.
24 августа 2007 года в суд направлено исковое заявление о признании недействительным дополнительного соглашения об изменении целевого использования земельного участка, заключенного между Управлением имущественных отношений Брянской области и ООО «ЛИК» к договору аренды земельного участка. В нарушение требований ст.30.1 Земельного кодекса, земельный участок по условиям дополнительного соглашения предоставляется ООО «ЛИК» без проведения аукциона.
Заявление удовлетворено ответчиком добровольно.
Органами местного самоуправления Дубровского, Почепского, Брасовского районов, а также Управлением имущественных отношений Брянской области допускались нарушения сроков рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков.
В целях устранения этих нарушений в адрес глав муниципальных образований и губернатора области были внесены представления.
Управлением Росприроднадзора по Брянской области контроль за соблюдением законодательства при использовании и охране земель в пределах своей компетенции на момент проведенной в марте текущего года проверки организован не был. Соответствующие проверки этими органами проводились только по поручению прокуратуры, должностные лица, ответственные за осуществление этих полномочий, определены не были.
В целях устранения этих нарушений Брянским природоохранным прокурором в адрес руководителя этого органа в марте 2007 года было внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры по устранению этих нарушений.
Органами Роснедвижимости полномочия по осуществлению государственного земельного контроля также выполнялись не в полном объеме.
В целях устранения этих нарушений в августе текущего года в адрес руководителя этого органа было внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Всего в текущем году по нарушениям земельного законодательства органами прокуратуры области внесено 121 представление, по результатам рассмотрения которых 17 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 39 дел об административных правонарушениях, 12 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения закона, опротестовано 54 незаконных правовых акта, в арбитражный суд направлено 12 исков.
Работа в данном направлении продолжается.
Источник — Пресс-служба прокуратуры Брянской области
Источник: briansk.ru