Сенат приступил к оценке «плана Обамы»
Между тем, единодушия относительно работоспособности этого «плана спасения» в рядах законодателей нет. Ожидается, что на дебатах в сенате на следующей неделе его поддержат по меньшей мере несколько республиканцев, но в целом, по мнению наблюдателей, призыв Барака Обамы покончить с межпартийными распрями остается не услышанным.
Оживит или не оживит?
Сенатский вариант законопроекта оценивается уже не в 819, а в 888 миллиардов долларов, и группа консервативных республиканцев в верхней палате сразу пообещала, что его не поддержит. Республиканцы, не согласные с самой концепцией, предложенной демократами, считают необходимым резко сократить расходную часть законопроекта, сделав при этом упор на безотлагательном сокращении налогов с граждан и владельцев малого бизнеса. Они уверены, что их предложение создаст 6 миллионов 200 тысяч новых рабочих мест, то есть вдвое больше, нежели законопроект в его нынешнем виде, причем и обойдутся они почти вдвое дешевле.
Демократическое большинство и сам президент, однако, полагают, что болезни, охватившие американскую экономику — кризис рынка жилья, ограничение кредита, резкое снижение потребительских расходов — требуют различных методов лечения. В экономическом плане Обамы предложены самые разные меры и приемы: строительство скоростных дорог, проекты разработки и внедрения источников возобновляемой энергии и налоговые льготы для малого бизнеса. Однако, по мнению критиков, в документе много статей, не имеющих прямого отношения к оживлению экономики и заявленной Обамой задаче создания от трех до четырех миллионов новых рабочих мест.
Стройки века и не только
Законопроект в его нынешнем виде делится на две части. Расходная в размере 544 миллиардов долларов включает в себя 71 миллиард долларов на увеличение пособий по безработице и повышение помощи малоимущим, включая выделение им денег на покупку продуктов. Эксперты считают, что эти деньги средства войдут в оборот и послужат эффективным краткосрочным стимулом. Еще 153 миллиарда долларов выделены на медицинское страхование безработных и на другие программы здравоохранения. 103 миллиарда долларов предполагается направить непосредственно правительствам штатов на сооружение и ремонт автодорог, мостов, систем пассажирского транспорта и систем водоснабжения. Правда, в том, как именно власти штатов будут расходовать эти деньги, у скептиков никакой уверенности нет. 159 миллиардов долларов пойдут на развитие школьных программ и на существенное увеличение сумм федеральных грантов малоимущим студентам. 53 миллиарда долларов предназначены для поддержки научных учреждений, развития скоростного интернета, природоохранных и энергетических программ.
Второе слагаемое плана — комплекс мер по сокращению налогов, наиболее заметную часть которого составляют 145 миллиардов долларов налоговых возвратов, обещанных Обамой в его предвыборной программе. В эффективности этой меры эксперты также сомневаются, указывая, что рассылка чеков (до тысячи долларов на каждую работающую семью) может растянуться на несколько месяцев.
«Жди злоупотреблений»
«Нет никакой гарантии, что мы потратим эти гигантские средства и добьемся желаемого результата: возобновления экономического роста, — объясняет Радио Свобода причину несговорчивости сенаторов содиректор центра российских исследований Гарвардского университета профессору экономики Маршалл Голдман. — Я лично считаю, что мы должны попытаться, по крайней мере, замедлить рост безработицы, что может иметь не только экономические, но и политические последствия. Вопрос в том, как это сделать. Много говорилось о финансировании проектов по обновлению и созданию инфраструктуры, то есть дорог, мостов, тоннелей, линий электропередач. Такие инвестиции, как показывает опыт, имеют смысл в любом случае: даже если они не приведут к созданию огромного числа рабочих мест, инфраструктура необходима для развития страны. Но проблема с этим биллем заключается в том, что законодатели, как это всегда бывает, пытаются растащить общий пирог по своим углам, в свои избирательные округа, на свои собственные проекты, целесообразность которых может быть сомнительна. Достаточно вспомнить печально знаменитый мост в никуда, выстроенный на Аляске».
Государственное финансирование инфраструктурных проектов рассматривают в качестве главной антикризисной меры в самых разных странах мира, не исключая Россию. Но в последнем случае их эффективность кажется профессору Голдману особенно сомнительной. Он уверен, что масштабная программа по созданию фактически отсутствующей на сегодняшней день инфраструктуры могла бы помочь созданию рабочих мест и заложить фундамент развития страны. Однако задается вопросом: куда именно будут направлены ограниченные российские средства, на поддержку бизнеса, имеющего связи в политических кругах?
И перед Россией, и перед США стоит одна и та же проблема: у разных людей, находящихся у власти, разные представления о том, что жизненно важно для страны. «Когда решения диктуются не рынком, а политиками — жди злоупотреблений», — резюмирует содиректор центра российских исследований Гарвардского университета.
Источник: www.svobodanews.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.