Японцы идут "народными марками". Удастся ли японским автоконцернам окончательно задавить АвтоВАЗ?
Минувший год снова отмечен экспансией иномарок по всем фронтам. Только за счет них в России заметно увеличилось производство, но еще больше – продажи легковых автомобилей. По оценке экспертов, бурный рост российского автопрома сохранится еще как минимум на три-четыре года. Так сегмент новых иномарок, который в 2006 г показал феноменальный рост в 65 проц, в этом году может вырасти еще на 35-40 проц, а в 2008 – 2010 гг прирост будет в пределах 22-26 проц в год.
Очевидно, что Россия стала одним из самых перспективных рынков сбыта для мировых автомобильных концернов. Борьба за клиента между крупнейшими компаниями с каждым годом будет обостряться. Причем, одним из главных конкурентных преимуществ станет стоимость автомобиля. Проще говоря, успех ждет тех производителей, которые смогут предложить россиянам автомобили по цене в пределах от 6 до 10 тысяч долларов.
|
По его словам, речь идет о легковой машине с двигателем объемом около 1 литра и ценой примерно 6-7 тыс долл. Дизайн и другие особенности "народных автомобилей" будут существенно различаться в зависимости от страны, где они будут продаваться.
Отметим, что еще год назад руководство Toyota Motor заявляло, что намерено вывести на рынок недорогие автомобили. Однако о конкретных сроках и о том, под какой маркой будут выпускаться машины с демократичной ценой, сказано не было. В феврале 2006 г на автошоу в Женеве К.Ватанабэ, в частности, сказал, что "изучая ситуацию на мировом рынке, я пришел к выводу о необходимости выпускать недорогие автомобили". Примечательно, что президенту компании Toyota тогда же был задан вопрос по поводу успехов проекта Logan французского автоконцерна Renault. Этот бюджетный автомобиль открыл новый сегмент рынка, который ранее занимали только подержанные автомобили.
И вот в январе 2007 г Toyota снова напомнила о своих планах выпускать "народный автомобиль", указав даже фантастически низкую цену в 6-7 тыс долл.
Хорошо известно, что Toyota практически до последнего момента скрывает от рынка информацию о своих новинках, не допуская никаких утечек по поводу дизайна, технических характеристик и стоимости подготовленного к выпуску машины. Так было, в частности, с последней моделью Camry.
Однако в случае с разработкой нового дешевого автомобиля, похоже, Toyota, чуть запоздала, пропустив вперед конкурентов. Хотя бы потому, что в первых числах января 2007 г о планах по выпуску недорого семейного авто заявил другой японский концерн – Nissan.
Так эта компания намерена также разработать "народный автомобиль" по цене в 5-7 тыс долл. Для этого планируется использовать опыт партнера Nissan компании Renault по созданию модели Logan. При этом японцы рассматривают различные варианты работы с платформой Logan, включая производство ее модификаций и создание производных от Logan для Nissan.
Похоже, у Nissan дела с разработкой экономичной модели могут пойти быстрее, чем у конкурентов. Если такая машина будет собрана, то она может выпускаться на заводе японского автопроизводителя в Санкт-Петербурге.
Напомним, что Министерство экономического развития и торговли и японская автомобилестроительная компания Nissan в рамках Петербургского экономического форума подписали 13 июня 2006 г соглашение о строительстве завода на территории России. Тогда же президент Nissan Карлос Гон сообщил, что общий объем инвестиций возглавляемой им компании в российский проекта составит 200 млн долл, а первая линия будет запущена уже в 2008 г. Но уже в 2010 г Nissan собирается продать в России примерно 700 тыс "народных" авто.
Эксперты едины в том, что Nissan по цене от 5 тыс долл в России ждут хорошие перспективы: "Ока" за 5,2 тыс долл с китайским двигателем продается все хуже, а вазовскую "классику" /"пятерка" стоит около 5,2 тыс долл "семерка" – 5,6 тыс долл/ уже много раз обещали снять с производства. Похоже, при такой "ценовой войне" даже проект с Magna может лишь удержать долю рынка для российского автогиганта на уровне 30 проц, а о ее наращивании речи уже быть не может.
Верность стратегии Nissan в сфере производства "народного" автомобиля на базе Logan подтверждают и последние данные по объему продаж в 2006 г этого дешевого российского "француза". Так в прошлом году объем продаж Logan вырос на фантастические 599 проц по сравнению с 2005 г. Он еще раз доказал, что составляет серьезную конкуренцию продукции ВАЗа. Несмотря на то, что этот автомобиль не может похвастаться дизайном, он нашел своего покупателя – автомобилистов, которые не гонятся за внешним лоском и отдают предпочтение надежности. А цена базовой комплектации в районе 10 тыс долл стала для многих российских автомобилистов, своего рода, моментом истины.
Можно предположить, что Nissan постарается сделать новый дешевый автомобиль внешне более привлекательным, чем Logan. Возможно, у этого автомобиля будет более "богатый" салон, а затраты на дизайн, скорее всего, будут компенсированы более экономичным двигателем. Действительно, машины с объемом двигателя в пределах 1 литра – приятная "игрушка" для женщин – водителей, которых в последнее время на российских дорогах становится все больше.
Возвращаясь к конкуренции в сегменте дешевых автомобилей между двумя японскими концернами, следует отметить, что заявление Toyota о разработке недорогих машин для российского рынка, можно назвать смелым и агрессивным, если учесть, что этот концерн уже сделал ставку на производство в России дорогих автомобилей марки Camry /от 32 тыс долл/. Кстати, эта машина пользуется большой популярностью в России. И во многом благодаря ей Toyota по объемам продаж на российском рынке в 2006 г вошла в первую пятерку, реализовав 95 685 машин.
Возникает резонный вопрос, а какие контр меры собирается предпринимать отечественный автопром, прежде всего ВАЗ, в условиях, когда иностранные автомобильные концерны, в частности, японцы, серьезно намерены поделить российский рынок между собой уже к 2010 г? Эксперты предрекают российскому автопрому тяжелые времена. По их оценкам, продажи отечественных машин, сократившиеся в ушедшем году на 9 проц, в следующем могут упасть еще на 5-6 проц, и далее ожидать роста в этом сегменте не приходится. В итоге в 2010 г на территории России дилеры продадут более 3 млн автомобилей, из которых на долю иномарок будет приходиться почти 80 проц. К тому времени, среди массовых отечественных моделей на рынке останутся только автомобили Lada и продукция УАЗа, который сохранит за собой достаточно узкую нишу недорогих внедорожников. Модели ИЖ и "Ока" уже фактически покинули сцену, а продажи легковых моделей ГАЗ "Волга" постепенно сокращаются. Ожидается, что доля автомобилей Lada с нынешних 37,2 проц рынка сократится к 2010 г до 19-20 проц.
Нерадостные прогнозы экспертов подтверждается и нынешним положением дел на том же "АвтоВАЗе". В 2007 г Волжский автомобильный завод рассчитывает продать 776 тыс машин, против 745 тыс шт , реализованных в прошлом году. Аналитики полагают, что такая динамика роста производства все равно привет к сокращению доли продаж на рынке. Более того, они считают, что "АвтоВАЗу" не удастся продать в 2007 г планируемое количество машин. Высокие продажи в 2006 г пришлись на первые месяцы, когда традиционно наблюдается дефицит иномарок на рынке, а к концу прошлого года спрос на автомобили Lada снизился.
ВАЗовцы не собираются сдаваться и предпринимают попытки оптимизировать как производство, так и управленческий процесс. Так в начале января на завод собираются вернуть бывшего гендиректора Виталия Вильчика. Напомним, что он покинул этот пост после прихода в декабре 2005 г на ВАЗ команды менеджеров из "Рособоронэкспорта". Весь прошлый год новое руководство пыталось выработать новую стратегию развития производства и ужесточить требования к дилерам. Однако реальных дивидендов это не принесло. Так согласно утвержденному бюджету, рентабельность предприятия в 2007 г составит 3 проц. Это ниже, чем при прежнем руководстве: в 2004 г этот показатель составлял 4,5 проц. Для сравнения, рентабельность ГАЗа в 2006 г составила 5,6 проц.
По мнению специалистов "Российской ассоциации дилеров", ВАЗ способен сохранить свою долю на рынке, только в том случае, если цена на новые модели снизилась бы до 7-8 тыс долл. Для этого следует повысить производительность труда и снизить производственные издержки, чем пока отечественный автопром похвастаться не может. Не менее важно для автопроизводителя обеспечивать стабильно высокое качество продукции и своевременное обновление модельного ряда. Между тем, модель Kalina на рынке, как говорится, не пошла. Прежде всего, из-за неоправданно высокой цены. Не больше оптимизма и в отношении другой "новинки" ВАЗа – Lada Priora.
Пока единственными "поклонниками" вазовской продукции остаются россияне, прежде всего мужчины, со средними заработками, которые не признают езды на "малолитражках" со средней скоростью 60-70 км в час.
Кроме того, ремонт отечественных машин значительно дешевле, проще найти и запчасти. Но любителей "покопаться" в выходные в своем автомобиле становится все меньше. Так что "безпроблемные" иномарки, а тем более дешевые, находят с каждым годом все больше покупателей в России. .
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.