Рынок дальней связи в России: "Ростелеком" с большим отрывом лидирует в демонополизации
Хотя специалисты, включая руководителей отрасли, в свое время прогнозировали, что в текущем году на рынок дальней связи России могут выйти 3-4 оператора, сегодня на нем реально работают только два. Можно ожидать, что 2007 г процесс демонополизации пойдет более быстрыми темпами, но в любом случае места хватит 5-7 операторам. При этом у каждого из них будет своя ниша на этом рынке.
Раньше все абоненты России, жалеющие позвонить "по межгороду", пользовались услугами ОАО "Ростелеком". С 1 января 2006 г рынок дальней связи был демонополизирован, и операторы связи получили возможность выйти на него и тоже начать оказывать такие услуги при соблюдении ряда условий. Оператору, выполнившему их, Мининформсвязи выдает специальные коды – для выхода абонента на межгород и на международную связь. Абонент может выбирать оператора при каждом звонке /режим hot-choice/ или заранее /режим pre-select, когда можно выбрать только одного оператора для постоянного использования его услуг/.
|
В 2006 г на рынок дальней связи сумел выйти лишь один – кроме "Ростелекома" – оператор – это ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" /МТТ/. Посмотрим, чего удалось добиться единственному "альтернативщику", вышедшему на рынок в 2006 г.
МТТ начала оказание услуг дальней связи на всей территории России с 1 марта 2006 г. По данным компании, на конец октября 1,3 млн абонентов в России выбирало МТТ как оператора дальней связи в рамках режима hot-choice, 250 тыс – в качестве основного оператора дальней связи /pre-select/. То есть, всего услугами компании так или иначе пользовались на эту дату 1,55 млн абонентов. ПРАЙМ-ТАСС в компании пояснили, что сейчас эти показатели выросли, однако насколько, говорить отказались. МТТ рассчитывает занять 10-15 проц рынка дальней связи в долгосрочной перспективе и сейчас разрабатывает стратегию развития бизнеса дальней связи, рассказал гендиректор ЗАО "Система Телеком" Сергей Щебетов /МТТ входит в "Систему Телеком"/.
При этом завоевать массовый рынок дальней связи в полном смысле этого слова в 2006 г компании МТТ не удалось. Как сообщили ПРАЙМ-ТАСС в "Ростелекоме", число абонентов, пользующихся его услугами дальней связи, составляет на настоящий момент около 40 млн – против 1,55 млн абонентов МТТ.
Что касается самого "Ростелекома", то демонополизация рынка оказала влияние как на финансовые показатели компании, так и на ее имидж. "Ростелеком" теперь обслуживает абонентов самостоятельно /раньше их обслуживали межрегиональные компании связи и отчисляли "Ростелекому" часть доходов по интегральной таксе/. Поменялась система взаиморасчетов с российскими операторами связи. Соответственно, у компании выросли расходы – за 9 месяцев 2006 г на 84 проц до 37,065 млрд руб /увеличение платежей российским операторам связи более чем в 3 раза/, что привело к падению чистой прибыли на 36 проц до 5 млрд руб. Однако выручка "Ростелекома" также выросла – на 47 проц до 43,8 млрд руб, что компания связывает, прежде всего, с увеличением доходов от предоставления услуг междугородной и международной связи российским клиентам вследствие изменения с 1 января 2006 г системы взаимодействия и взаиморасчетов с российскими операторами и абонентами при оказании услуг междугородной и международной связи.
Если раньше компания не занималась обслуживанием абонентов и была практически незаметна своему клиенту /"Ростелеком" обслуживал абонентов самостоятельно – то есть выставлял счета, решал претензии и прочее, только в Москве/, то теперь она встала перед фактом: абонент должен знать оператора дальней связи. И хотя в большинстве регионов РФ "Ростелеком" заключил агентские договоры с компаниями "Связьинвеста", которые обслуживают клиентов за оператора дальней связи, "Ростелекому" все равно надо активизировать свою деятельность и привлекать абонентов. В городах появилась реклама услуг "Ростелекома", который, к тому же, начал открывать по всей стране центры продаж и обслуживания клиентов. Судя по высказываниям менеджеров компании, "Ростелеком" стремится обслуживать клиентов самостоятельно, даже без посредничества агентов.
Следует отметить еще одно: несмотря на мрачные предсказания околоотраслевых специалистов относительно будущего "Ростелекома" в связи с демонополизацией, компания выглядит весьма и весьма живо. Недаром акции ее стремительно растут в цене в связи с их активной скупкой. Это, по-видимому, отражает, в том числе, первые результаты демонополизации рынка дальней связи.
Ближайший претендент на реальное включение в этот процесс - Golden Telecom.
Ровно год назад, в декабре 2005 г, все ждали подписания приказа о выдаче кодов доступа этой компании. Год спустя приказ наконец-то оказался подписанным, как сообщил на пресс-конференции по итогам года министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман.
Путь Golden Telecom к этим кодам был тернист. Компания еще в январе 2006 г сообщила о завершении построения собственной федеральной транзитной сети, а в марте коды "51" /для выхода на междугородную сеть/ и "56" /для выхода на международную/ были неофициально закреплены за компанией. Однако приказа об их присвоении не было. Выяснилось, что для начала оказания услуг дальней связи нужно осуществить присоединение ко всем зоновым операторам /МТТ удалось "проскочить" этот момент: компания получила коды до 1 января 2006 г, когда на территории России формально еще не было зоновых операторов/. В конце июня 2006 г Golden Telecom сообщил, что заключил договоры о присоединении к сетям всех операторов зоновой связи в России и обратился в Россвязьнадзор за кодом доступа для оказания услуг дальней связи. Но и тут компании не повезло: Россвязьнадзор провел проверку и выяснил, что нет договоров с тремя зоновыми операторами, появившимися в последнее время. Тогда главный управляющий директор Golden Telecom Жан-Пьер Вандромм даже посетовал: "У нас договоры о присоединении заключены с большим количеством зоновых операторов, чем у "Ростелекома" и МТТ. Почему нам не дают кода? Может быть, просто бояться появления на этом рынке такого сильного игрока"?
В конце концов Golden Telecom заключил соглашения со всеми операторами и, судя по всему, действительно в ближайшее время получит коды. Компания до выхода подписанного Минюстом приказа суеверно не комментирует свои планы. Однако по ее презентациям для инвесторов и аналитиков можно понять следующее.
Golden Telecom рассчитывает выйти на рынок дальней связи в 1 квартале 2007 г. Руководство также надеется, что компания будет в состоянии завоевать как минимум 20-проц долю общего рынка услуг дальней связи в России к концу 2010 г. По оценкам Golden Telecom, общая емкость этого сегмента рынка к концу 2010 года будет достигать 3,5-4,5 млрд долл /сейчас 2,5-3 млрд долл/.
Помимо Golden Telecom, можно ожидать выхода на рынок услуг дальней связи таких компаний, как ЗАО "Компания "ТрансТелеком" /"дочка" РЖД/, ООО "Эквант", группы компаний "Корбина Телеком". При этом первые две компании, вероятно, не будут ориентировать на конечного, или массового клиента. Конечные пользователи услуг связи – это не традиционный наш клиент, и пока что трудно сказать, в каких объемах мы будем оказывать ему такие услуги", - делился с журналистами весной 2006 г президент компании "ТрансТелеком" Сергей Липатов. В пресс-службе компании ПРАЙМ-ТАСС рассказали, что на настоящий момент все технические требования Мининформсвязи к построению сети выполнены, подписаны договоры о присоединении практически со всеми зоновыми операторами. Компания планирует приступить в начале 2007 г к процедуре сдачи сети органам Россвязьнадзора и направить в Мининформсвязи заявку на получение кодов.
Российское подразделение телекоммуникационной компании Equant - ООО "Эквант" уже месяц назад подало заявку в Россвязьнадзор на получение кодов для оказания услуг дальней связи. Однако компания, хотя и обязана по законодательству оказывать услуги дальней связи любому клиенту, который захочет ими воспользоваться, в том числе конечному потребителю, рассчитывает в основном на корпоративных клиентов. "Эквант" ориентирован на оказание услуг корпоративным и ведомственным организациям, поэтому проводить широкую специальную маркетинговую компанию по продвижению услуг дальней связи в 2006 г – начале 2007 г не планируется", - отмечала в свое время гендиректор компании Татьяна Прохорова.
Готовится к выходу на рынок и "Корбина Телеком". По словам вице-президента компании Александра Малиса, "Корбина Телеком", планировавшая начать оказание услуг массовому клиенту во 2-м квартале 2006 г, перенесла срок на год до 2 квартала 2007 г. "Помешало" компании все то же требование министерства о присоединении к зоновым операторам. "Корбина Телеком" все еще не подключилась ко всем зоновым операторам, она планирует сделать это к весне 2007 г и тогда же подать заявку в министерство на выдачу кодов. В настоящее время "Корбина Телеком" имеет точки присутствия в 46 субъектах РФ, из которых "только несколько" сдано Федеральной службе по надзору в сфере связи /Россвязьнадзор/, один междугородно-международный узел и 4 междугородных узла связи, которые еще не прошли проверку Россвязьнадзора.
Пожалуй, это все самые крупные и заметные компании, которые серьезно готовятся к выходу на рынок дальней связи. На самом деле лицензии получили более 20 операторов. В том числе, например, и сотовые компании – ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "ВымпелКом", ОАО "МегаФон". Этим компаниям лицензии нужны, в том числе, для снижения затрат на услуги пропуска трафика.
Министр информтехнологий и связи Л.Рейман высказал предположение, что межрегиональные компании "Связьинвеста" /МРК/ в среднесрочной перспективе также могут принять участие в процессе демонополизации рынка дальней связи России. Министр не уточнил, каким именно образом МРК могут участвовать в этом процессе. В "Связьинвесте" ПРАЙМ-ТАСС сказали, что МРК не подавали никаких заявок на лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи.
Говоря про рынок дальней связи, нельзя не вспомнить про "карточных" операторов IP-телефонии, которые раньше предоставляли услуги междугородной и международной связи по картам предоплаты, не имея лицензий на телефонную связь. Согласно законодательству, с начала этого года они не имеют возможности оказывать услуги дальней связи. Аналитики прогнозировали полное отмирание подобных компаний, однако они нашли несколько разных способов решения этой проблемы. Например, крупная компания "Зебра Телеком" перешла под контроль "Ростелекома".
А другая крупная компания "Арктел" оказывает услуги дальней связи как агент агента "Ростелекома", причем компания действует по сложной схеме. "Арктел" выпускает телефонные карты оплаты услуг междугородной и международной связи и является агентом компании ООО "СЦС Совинтел" /основной операторский актив компании Golden Telecom/. При этом, Golden Telecom предоставляет "Арктелу" телефонный доступ на местном уровне /то есть номер в аренду для карточной платформы "Арктела"/ и пропускает трафик, идущий от абонентов "Арктела". В свою очередь, Golden Telecom является агентом ОАО "Ростелеком" по оказанию услуг дальней связи. "Арктел", кроме того, строит собственную сеть дальней связи.
Агентом "Ростелекома" и МТТ стала и "карточная" компания "Корпорация ОСС". Компания также строит свою сеть, и даже нашла стратегического инвестора, который приобрел 37 проц в ООО "ОСС Телеком", владеющем лицензией на оказание услуг междугородной и международной связи. Компания планировала выйти на этот рынок не раньше середины или второй половины 2007 г и занять в течение 2 лет около 5 проц рынка.
Предполагалось, что вследствие демонополизации, абонентов, кроме увеличения числа операторов, ожидает еще одна выгода от выхода на рынок новых операторов дальней связи - существенное снижение тарифов. Собственно, для абонентов это главная выгода: им – абонентам – число операторов само по себе, в общем, безразлично. Существенного снижения тарифов на дальнюю связь в 2006 г не случилось: регулируемые государством тарифы "Ростелекома" в среднем снизились, как сказали ПРАЙМ-ТАСС в компании, менее чем на 1 проц. МТТ "держит" свои тарифы примерно на уровне ростелекомовских, допуская снижение на отдельных направлениях. Возможно, реальный выход на рынок дальней связи Golden Telecom и следующих за ним операторов все же усилит конкуренцию, что скажется на тарифах для массового потребителя.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.