"Аттракцион неслыханной щедрости": Почему Россия списала еще немного долгов бедным странам

"Аттракцион неслыханной щедрости": Почему Россия списала еще немного долгов бедным странам

Россия снова занялась благотворительностью в отношении тех стран, от которых выплат по долгам ей уже не дождаться. Как стало известно, правительство РФ приняло решение одобрить списание задолженности государств, относящихся к числу беднейших. "Речь идет о странах, завершивших до 31 декабря 2006 года свое участие в международной расширенной Инициативе по облегчению задолженности беднейших стран, которые своевременно выполняют свои долговые обязательства перед Российской Федерацией", - говорится в заявлении, размещенном на сайте кабинета министров. Распоряжение подписал премьер-министр Михаил Фрадков, сообщили в пресс-службе российского правительства. Минфину вместе с МИД, а также Минэкономразвития и Внешэкономбанком поручено провести переговоры с государствами-дебиторами РФ, чтобы согласовать порядок и условия списания задолженности.


Минфину РФ поручено обеспечить официальное опубликование заявления в "Российской газете", а также размещение его в других СМИ и в информационно-телекоммуникационных сетях. Теперь те иностранные государства, которые имеют долговые обязательства перед Россией и завершившие участие в Инициативе, освобождаются от погашения оставшейся части задолженности перед Россией. Те же страны, которые задолжали России, но на дату опубликования в "Российской газете" участие в Инициативе не завершили, могут рассчитывать на освобождение от погашения оставшейся части долга начиная с даты завершения участия в Инициативе.



СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

'"Аттракцион
'"Аттракцион
Решение принять участие в облегчении налогового бремени беднейших государств Россия приняла в 2005 г на встрече "Группы восьми" на высшем уровне в г Глениглсе /Великобритания/. Также "прощение бедных должников" предусмотрено в статье 97 федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год". Правительство РФ предлагает правительствам государств - дебиторов РФ, завершивших участие в инициативе, обращаться в Минфин с предложениями о порядке и условиях списания задолженности. Министерство же должно будет провести переговоры с компетентными органами этих государств и в их ходе согласовать порядок и условия списания задолженности.

Согласно международным договоренностям, высвобождаемые в результате списания задолженности перед РФ средства государства должны потратить на цели борьбы с бедностью, защиты окружающей среды и на реализацию других проектов в области содействия экономическому развитию на своей территории. Правительство РФ заявляет также о намерении придерживаться в последующие годы практики полного списания оставшейся части задолженности государств-дебиторов РФ, завершивших участие в инициативе.


Как сообщал ранее старший советник департамента международных организаций МИД РФ Станислав Покровский, Россия за три года списала развивающимся странам долги на сумму более 40 миллиардов долларов. "Россия активно участвует в реализации инициативы МВФ и Всемирного банка по облегчению долгового бремени беднейших стран с большой внешней задолженностью. Россия списала или взяла обязательство списать долги африканским странам на сумму около 1,3 миллиарда", - сказал он.


По словам представителя МИД, сейчас российская сторона рассматривает возможность списания задолженности беднейшим странам по займам, которые не подпадают под программы развития. В 2003-2014 годах Россия намерена в общей сложности внести 90 миллионов долларов на счета фонда Международной ассоциации развития, сказал С.Покровский.


Вообще, Россия активно участвует в различных программах помощи беднейшим странам, в частности, в плане списания долгов. В первую очередь, речь идет о странах СНГ. Еще в начале года Владимир Путин настоятельно потребовал, чтобы некоторые страны СНГ были включены в число беднейших, и им были списаны долги перед международными организациями в рамках инициативы "восьмерки". Тогда стало известно, что Таджикистан признан экспертами ООН одной из беднейших стран мира. Заместитель министра финансов России Сергей Сторчак в свою очередь сообщил, что Россия готова аннулировать афганский долг в 10 млрд долларов. Но в качестве условий списания Москва потребовала от Кабула отказаться от претензии по репарациям и компенсациям за пребывание советских войск на территории этой страны, а также признать сам долг, появившийся в советские годы. Сейчас отношения между Россией и Афганистаном медленно, но верно улучшаются, а, значит, вопрос внешнего долга вот-вот может быть урегулирован.


При всем этом все чаще раздаются вопросы – а зачем, дескать, прощать бедным странам долги, если в самой России положение, мягко говоря, не самое лучшее? Популисты всех мастей то и дело призывают "лучше добавить по сотне пенсионерам" или многодетным матерям. Между тем, благородное поведение в отношении должников – отнюдь не просто милосердие. Это еще и показатель "веса" страны на международной арене, то, как она себя позиционирует. "Как от порядочного бизнесмена ждут, что он будет носить хороший костюм, так и от страны, считающей себя ведущей мировой державой, ждут, что она будет давать деньги на благотворительность", — считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко. В первую очередь, Россия, разумеется, готова помогать странам, находящимся от нее в непосредственной близости – скажем, Таджикистану, Киргизии и Узбекистану. Сохранение влияния в этом регионе – важная цель внешней политики нашей страны, а, как известно, со страной, получающей от тебя помощь, легче выстраивать отношения, отмечает Б.Макаренко. Что же касается усиления влияния в Африке — это ни что иное, как "щелчок по носу Западу". В свое время Советский Союз активно помогал Африке и Латинской Америке в борьбе с "американским империализмом". Сейчас же для нас важнее получить контроль над рынками полезных ископаемых, ну и закрепиться во всех частях земного шара.


С.Покровский не смог назвать конкретные суммы помощи, признав, что в России отсутствует единая система классификации и учета оказываемой помощи. "Но это важный инструмент укрепления влияния России на международной арене и его еще надо научиться использовать", - добавил он. По словам Б.Макаренко – отсутствие четких критериев, по которым Россия намерена оказывать помощь, действительно наша проблема. Ведь чем прозрачнее эта процедура, тем меньше возникает вопросов: почему вы помогаете одним, но игнорируете других?


Тем более, что не всегда те, кому мы помогаем, действительно являются самыми бедными. Налицо именно политические мотивы, о которых не говорит только ленивый. Так, Ирак, которому Россия практически полностью простила задолженность, является одной из самых богатых по запасам нефти стран. Другое дело, что положение его сейчас незавидное, но можно было выторговать преференции на совместное освоение тех же нефтяных месторождений. А, скажем, Сирия, которой списали более 70 проц общего объема долга перед СССР, вообще стала "камнем преткновения" даже внутри правительства. М.Фрадков подписал постановление о прощении долга лишь под гарантии главы Минфина Алексея Кудрина, что в этой стране есть весьма заманчивые для нашего бизнеса инвестиционные проекты. Напомним, эта акция состоялась во время прошлого визита в Россию сирийского лидера Башара Асада, в понедельник же он снова прибыл к нам в гости. Теперь, по сообщениям СМИ, встреча будет посвящена политическим вопросам. Не секрет, что Сирия благодаря своему положению в центре Ближнего Востока является местом пересечения транспортных, торговых и энергетических коммуникаций между странами Персидского залива, Турцией и Европой, и после свержения режима Саддама Хусейна в Ираке в 2003 году выход России на арабский Восток представляется именно через эту страну. Так что теперь мы вправе ожидать от Дамаска существенных уступок.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом