Регионы РФ находятся в авангарде электронной торговли

Регионы РФ находятся в авангарде электронной торговли
28 апреля в здании Белгородского Государственного Университета состоялась научно-практическая конференция «Региональные системы электронных закупок: становление, результаты, развитие». Организаторами конференции выступили Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и областное государственное учреждение «Белгородский информационный фонд» при поддержке аппарата губернатора Белгородской области. В ее работе приняли участие более 50 представителей из 22 субъектов Российской Федерации. Своей целью научно-практическая конференция ставила сравнение результатов деятельности торговых площадок, обмен опытом в решении нормативно-правовых вопросов и урегулировании прав участников торгов, а так же обсуждение результатов применения электронно-цифровой подписи.

Несколько дней назад губернатор Белгородской области Е.С.Савченко, объявляя о создании управления областных муниципальных закупок, затронул вопрос создания абсолютно антикоррупционной среды, отметив, что внедрение систем электронных тендерных торгов приводит к минимизации человеческого фактора в государственных закупках, так как они всегда были питательной средой для экономических преступлений. К сведению, В США объем закупок, проведённых с использованием электронных тендеров вырос с $55 млрд. в 2002 до $123 млрд. в 2003 году.

Об опыте электронной торговли в Белгороде участникам конфренции рассказал директор Белгородского Информационного фонда Д.М.Пантелеев. Фонд использует программное обеспечение Института Высоких Технологий БелГУ и в этом году планирует выйти на самоокупаемость. На данный момент организационные возможности фонда позволяют проводить до 100 торгов в месяц. Сейчас проводится 35-37.

Внедрение электронных торгов послужило толчком к информатизации области, то есть многие компании-поставщики были вынуждены закупить компьютерную технику, построить свои собственные локальные сети, подключиться к сети интернет через высокоскоростное соединение, нанять квалифицированные кадры – это дало возможность открыть большое число новых рабочих мест.

По итогам прошлого года в России определились три региона, в большой степени использующие для организации закупок на областные нужды систему электронных торгов. Это Краснодарский край, Белгородская и Новосибирская области. В нашей области электронные торги наиболее применимы к товарам и услугам медицины и здравоохранения и эта система позволила снизить затраты на организацию госзакупок на 10%. Об этих и других результатах создания на Белгородчине единого информационного пространства рассказал всем собравшимся начальник управления информатизации, связи и делопроизводства аппарата губернатора Ю.А.Банчук.

На данный момент в России существует 7 программных комплексов сопровождения электронных тендеров, 15 находятся в стадии разработки: 9 в рамках ФЦП «Электронная Россия» и 6 - независимо. Такие системы работы успешно функционируют в Белгороде, Красноярске, Кемерово, Новосибирске и Петербурге (где объём торгов превысил 17 млрд. рублей за первый квартал 2004 года, а всего составил почти 34 млрд. рублей). Создание собственных торговых площадок анонсировали Воронеж и Татарстан. Участники положительно отметили тот факт, что это происходит добровольно, а не насаждается бюрократическим давлением сверху.

Среди препятствий на пути информатизации закупок представитель НАУЭТ А.А. Никольский отметил недостаточное проникновение высоких технологий в обычную жизнь, а так же отсутствие страхования рисков при совершении электронных сделок, низкая безопасность обмена информации, отсутствие общепринятых платёжных средств и классификаторов продукции. Своеобразным законодательным тормозом служит тот факт, что во многих регионах в процессе конкурса заявки, обмена сведениями, уведомления поставщикам приходится дублировать в бумажном виде, что сильно усложняет процедуру. Отсутствие у заказчиков плана закупок на квартал или год приводит к хаосу, неосуществимым требованиям и, как результат, – нарушению условий договора с поставщиками.

На начальных этапах развития электронных госзакупок в России было очень трудно привлечь поставщиков, так как всюду в расчётах использовались "квазиденьги", векселя, долговые обязательства, по этому зачастую поиск поставщика сводился к определению предприятия производителя, который имеет задолженность перед бюджетом и взыскания с него необходимых товаров и материальных ценностей. Сейчас всё расчёты производятся только за живые деньги.

Непроработанная на государственном уровне нормативно-правовая база приводит к тому, что представителям некоторых регионов пришлось пройти 10-15 арбитражных судов. По этому в ближайшее время участники конференции обязались обратиться в правительство РФ с требованием законодательно приравнять электронные сделки к обычным, а так же создать независимый орган, регулирующий электронную коммерцию.

CNews.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом