(МСЗ). А эксплуатация – в 2,5 раза.В городском генплане значилось строительство 11 мусоросжигательных заводов. Но после прошлогодних публичных слушаний в мэрии отказались от этих намерений и сконцентрировались на гидросепарации как основном пути утилизации отходов.
По расчетам мэрии, городу нужны около 10 подобных производств, рассчитанных на 1,5 млн тонн твердых бытовых отходов в год. Технологии гидросепарации уже используются в Израиле и Австралии, рассказал Цыбин, началось строительство в Великобритании. Мексике и Шотландии.
В процессе переработки твердые бытовые отходы проходят две стадии – сухую сортировку, а затем гидравлическую, на которую направляются мелкие фракции и органическая масса. В первом резервуаре происходит отделение бумаги, картона и металлов, во втором – полиэтиленовой тары и другого мусора. Оставшиеся после сепарации биоразлагаемые пищевые отходы направляются на сбраживание, при котором вырабатывается биогаз, в процессе сжигания которого впоследствии получается тепловая и электрическая энергия.
Будущее производство разместится на участке, предназначавшемся под вторую очередь мусоросжигательного завода №4 ГУП«Экотехпром». Планируется, что завод будет перерабатывать 350 тыс. тонн коммунальных отходов в год(заграничные аналоги рассчитаны на 45-50 тыс.) и получать из них полимеры, цветные и черные металлы, макулатуру, топливные древесные брикеты, стекло и другое вторсырье. Полученная из биогаза энергия будет использоваться на собственные нужды предприятия, и передаваться в городские сети сторонним пользователям из расчета 50х50.
Однако, вопрос о том, где будет производиться и, главное, сжигаться биогаз, пока остается открытым.
На заседании обсуждались два варианта. Либо в«Руднево» организуется полный замкнутый цикл переработки мусора, либо его органическая составляющая переправляется по 4-километровому трубопроводу на сбраживание на Люберецкую станцию аэрации, где уже есть мощности по использованию биогаза, получаемого при переработке сточных вод.
Второй вариант активно лоббируют префект Восточного округа Николай Евтихиев и руководитель«Мосводоканала» Станислав Хроменков.
По словам Хроменкова, расходы на строительство и эксплуатацию в Люберцах обойдутся городскому бюджету дешевле. На Люберецкой станции аэрация уже есть мощности для выработки биогаза. Там же за процессом осуществляется непрерывный контроль специалистами«Мосводоканала». И, кроме того, на заводе в«Руднево», где останется одна гидросепарация, можно будет уменьшить размер санитарной зоны до 100 м.(Санитарно-защитная зона для предприятия, работающего по методу гидросепарации, установлена в 300 м, для МСЗ – 1тыс. м, для станций водоочистки – 500 м).
По мнению Евтихиева, новое предприятие должно разместиться в пределах существующей санитарно-защитной зоны МСЗ, и никаких дополнительных мощностей по выработке биогаза и получению энергии строить в Кожухово нельзя.«Слава Богу, что не будет строительства второй очереди МЗС, – заявил префект«Газете.Ru». – Но любое предприятие дает нагрузку на окружающую среду. Совсем рядом с заводом находятся жилые кварталы, и не надо усугублять здесь ситуацию».
Завкафедрой«Техника и технология переработки отходов» МГУ Инженерной экологии, д.т.н. Адам Гонопольский понимает и Хроменкова, и Евтихиева.«Директор«Мосводоканала» ведет себя как грамотный хозяйственник – он предлагает услуги своего предприятия, а заодно хочет получать и продавать электроэнергию, – заявил Гонопольский«Газете.Ru». – Прав и префект, несущий ответственность за экологическую безопасность округа. Но, по моему мнению, рациональней было бы сделать единый проект в одном месте. Этот 4-километровый трубопровод у меня, как инженера, вызывает много вопросов. Тем более что в«Руднево» уже есть инфраструктура, система генерации энергии, готовая принять эту энергию и отправлять ее в сеть, возможность принять образующийся при сбраживании газ, возможность сбросить горячую воду на обогрев, транспортная сеть».
Но самое главное, по мнению эксперта, в«Руднево» есть доказавшая свою эффективность газоочистительная система мусоросжигательного завода, которая была бы задействована и для очистки продуктов сжигания биогаза.«Если из фекальных стоков получается чистый метан, то в биогазе, полученном из ТБО, содержатся очень опасные добавки, – рассказал эксперт. – В составе биогаза 11 строго нормированных компонентов третьего класса опасности и две второго класса опасности. При их сжигании образуются вредные примеси, и только серьезная очистка способна обеспечить безопасность такого способа производства энергии».
«И где бы не было построено такое производство, надо будет устанавливать санитарно-защитную зону, закупать дорогостоящее оборудование и быть готовыми к недовольству жителей», – считает эксперт.
Впрочем, окончательно принимать решение о том, где сжигать биогаз, будет инвестор, который выиграет концессионный контракт. Но его проект в любом случае будет проходить экспертизу, в которую входят и общественные слушания, добавил Гонопольский.
В отличие от биогаза, на который будет гарантированный спрос, экологически безопасное вторсырье сегодня мало востребовано. И может так случится, что мусороперерабытывающий завод просто задохнется от нереализованной продукции.
По словам руководителя департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаила Вышегородцева, в стране не развит рынок переработки вторсырья, и его просто некуда будет девать.«В Москве перерабатывающих предприятий немного, все они в регионах, – заявил Вышегородцев на заседании. – Но когда наши малые предприятия, которые собирают и перерабатывают мусор, привозят его в Рязань, у них его отказываются принимать из-за перегрузки». По словам замруководителя департамента природопользования Марины Вакулы, европейский опыт показал, что рециклинг рентабелен только для металла и стекла, а все остальное приходится датировать государству.
Итог обсуждению подвел сенатор от Москвы Олег Толкачев.«Гидросепарация – блестящий метод, но надо изучить и другие возможности. – заявил он. – Мы недавно смотрели установку по плазменной переработке, созданную в Курчатовском институте. При температуре в 5 тыс. градусов нет горения, нет диоксинов, а на выходе – электроэнергия. Такую установку у института уже купил Израиль. Мы держим курс на создание индустриальных методов переработки с использованием сырьевого и энергетического ресурса. Но его результативность будет зависеть от поддержки населения. Надо рекламировать осознанное обращение с мусором. Ответственное отношение к мусору должно стать национальной идеей. Такой же, как энергоэффективность».
Источник: www.gazeta.ru