Империя наносит ответный удар. Есть ли оружие для новой "холодной войны"?
Россия может выйти в одностороннем порядке из договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности /РСМД/. Об этом сегодня заявил начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский. По его словам, принятие такого решения будет зависеть от дальнейших действий Вашингтона в области ПРО. И Москва может предоставить США убедительные доказательства необходимости своего выхода из указанного договора.
"Договор об РСМД имеет бессрочный характер. Но возможность выхода из него существует, если одна из сторон предоставит убедительные доказательства своего выхода", - сказал Ю.Балуевский. По его словам, "сегодня такие убедительные доказательства есть: многие страны разрабатывают и совершенствуют ракеты средней дальности. Россия, к сожалению, выполнив договор об РСМД, потеряла многие системы такого оружия, которые были уникальны".
Чтобы понять, чем является для России договор об РСМД, и каковы будут последствия выхода из него, попробуем освежить в памяти не столь давнюю историю. Договор был подписан в Вашингтоне в 1987 г, а в силу вступил год спустя. Согласно документу, каждая из сторон должна ликвидировать свои ракеты средней и меньшей дальности, и в дальнейшем не должна стремиться заполучить такие вооружения. Под договор попали российские ракеты средней дальности РСД-10, Р-12 и Р-14, известные в США, как СС-20, СС-4 и СС-5. Со стороны США речь шла о ракетах типа "Першинг-2" и BGM-109G. Если же говорить о ракетах малой дальности, то в СССР речь шла об ОТР-22 и ОТР-23, известных в США как СС-12 и СС-23. В США же это были ракеты "Першинг-1А". Таким образом, на момент подписания договора речь шла о ликвидации пяти типов ракет СССР общей численностью 1752 единицы и трех типов ракет США общей численностью 859 единиц.
Получилось, что баллистические ракеты средней и меньшей дальности имеют многие страны, и лишь Россия и США обязались не иметь их. И сбрасывать этот факт со счетов нельзя. "Этот договор между СССР и США - реликт, у других стран развязаны руки, и мы этим озабочены", - подчеркнул глава оборонного ведомства Сергей Иванов в Мюнхене по завершении 43-й Международной конференции по вопросам политики безопасности.
Как заявил ПРАЙМ-ТАСС руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа /ИПВА/ Анатолий Цыганок, заявления Ю.Балуевского выглядят вполне логично. Ведь до настоящего времени из Западной Европы /Германии/ не вывезены ядерные боеприпасы малой дальности, хотя договор об РСМД это предусматривал. Да и сами США отнюдь не собирались откладывать свои работы в этом направлении в долгий ящик. И вот, начиная с 1999 г, представители российских оборонных структур то и дело заявляют о том, что Россия должна выйти из этого договора, начав вновь собирать запрещенное оружие. В Минобороны, во всяком случае, об этом неоднократно заявляли. "У нас есть соседи, в отношении которых было бы неплохо иметь не межконтинентальные баллистические ракеты, а именно ракеты средней дальности, причем не обязательно с ядерными боеголовками", - цитировали в свое время СМИ неназванного представителя оборонного ведомства. А это именно те ракеты дальностью от 500 до 5000 километров, которые в свое время были ликвидированы СССР и США.
Высокопоставленный военный не пояснил, каких именно соседей имел в виду. Вряд ли речь шла о Финляндии и Норвегии. При всех проблемах в отношениях России со странами Прибалтики и Грузией все-таки трудно предположить, что Россия намерена наносить по ним удары ракетами средней дальности. Как ни крути, эти ракеты могут быть фактором сдерживания только в отношении тех, кто либо уже обладает таким оружием, либо пытается его заполучить. Если иметь в виду российских соседей – это Иран и Северная Корея. То есть получается, что наши военные "держат в голове" возможность использовать эти ракеты против режимов, к которым официально Россия относится вполне лояльно. У намерения выйти из Договора РСМД могут быть и чисто экономические резоны. Например, намерение максимально загрузить мощности завода в Воткинске, который производит межконтинентальные ракеты "Тополь-М".
Вообще, договор об РСМД в свете вектора российской политики, направленного на сильную, лидирующую Россию, выглядит весьма сомнительно. Для многих ясно, что те, кто подписывали этот договор /а это тогдашний лидер страны Михаил Горбачев и глава МИД Эдуард Шеварднадзе/, были, мягко говоря, не в себе. Ведь СССР согласился уничтожить значительно больше ракет этого класса, чем США /по той простой причине, что их было у нас намного больше/. Более того, Москва пошла на уничтожение замечательной, как говорят, ракеты "Ока", которая первоначально не подпадала под этот договор.
Можно ли говорить о продолжении попыток запугать американскую сторону, особенно актуальных в свете наметившегося охлаждения между Россией и Западом? С.Иванов уже давно призывает развертывать элементы ПРО США в Европе максимально транспарентно, то есть прозрачно, и с учетом позиции России, "чтобы не вызвать стремление другой стороны активно создавать средства преодоления этих систем ПРО". Однако американцам договор РСМД как раз безразличен - эти ракеты до них не достают в любом случае. Напротив, если Россия вновь приступит к созданию таких систем, НАТО получит дополнительный повод сплотиться и забыть на время про внутренние противоречия.
По словам А.Цыганка, действия Москвы по выходу России из договора РСМД вполне адекватны, исходя из действий США по развертыванию ПРО в Европе. Он напоминает, что "США еще два года назад фактически вышли из договора о ликвидации РСМД. Россия же пока чего-то ждет". "Если для самих США ракеты средней и малой дальности не представляют угрозу, то для Европы выход РФ из договора по РСМД создает дискомфортную ситуацию, учитывая близость европейских границ к Калинградской области, а также Белоруссии".
Есть и другие мнения. Скажем, о том, что выход из договора о РСМД – полная бессмыслица. Ведь паритет времен холодной войны и сейчас – разные вещи. И если даже тогда обладание такими ракетами не давало никаких козырей в стратегическом плане, то сейчас и подавно нет смысла наращивать военную мощь. Так что идея выйти из Договора об РСМД носит политический характер. Адресована она странам Восточной Европы, которые только рады послужить базой для развертывания американской системы ПРО. А эта система, вполне вероятно, направлена и против России.
Еще один вопрос, который не может не возникнуть – а в состоянии ли Россия сейчас фактически "с нуля" восстановить производство ракет средней и малой дальности? Здесь единого мнения нет. Ряд экспертов рынка вооружений считают, что наша промышленность в состоянии справиться с такой задачей. Нужно лишь политическое решение. На крайний случай, у нас есть межконтинентальные баллистические ракеты, и они умеют решать задачи ракет средней дальности. А.Цыганок рассказывает, что технологии производства модернизированных ракет дальностью 200-500 км в РФ остались. В качестве примера он приводит ракету типа "Искандер". Однако он говорит, что пока их в России ограниченное количество. Недавно они поступили в распоряжение Северо-Кавказского военного округа, а также дислоцированы в Ленинградской области.
Но такой оптимизм разделяют не все. "На сегодняшний день в РФ нет ни научного потенциала, не промышленной инфраструктуры для масштабного возобновления производства ракет данного типа, - заявил ПРАЙМ-ТАСС заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Видимо, по его мнению, уничтожено в начале 90-х годов было слишком много.
Но, несмотря на расхождения, все эксперты придерживаются единого мнения, что этот вопрос - прерогатива большой политики. Напомним, что выступление В.Путина в Мюнхене содержало в себе целую серию резких высказываний в отношении внешней политики США и вообще стран Запада. Буквально через пару дней министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что "нам необходим весь спектр военных средств для конфликтов с участием армии, поскольку мы не знаем, что произойдет в таких местах, как Россия, Китай, Северная Корея, Иран и других". Тогда МИД России запросил через американского посла в РФ разъяснения по поводу соответствия высказываний министра обороны официальной позиции администрации США. Все эти словесные выпады вроде бы не несут особых последствий, но в целом добавляют красок в картину возрождающейся "холодной войны" между двумя "супердержавами". И заявления Ю.Балуевского ложатся в эту канву как нельзя кстати. Правда, может быть, речь идет не о новой "холодной войне"? Может быть, старая так и не закончилась?
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.