Такое богатство нужно самому! М.Фрадков не отдал стратегические запасы родины мистеру Х

Такое богатство нужно самому! М.Фрадков не отдал стратегические запасы родины мистеру Х

Российское правительство после почти двух лет обсуждения наконец-то определилось с доступностью стратегических секторов экономики для иностранных инвесторов. Нерезидентам обещаны прозрачные правила игры – иностранцы смогут участвовать в капитале стратегических предприятий, но не получат над ними контроль.


Премьер-министр Михаил Фрадков весьма обстоятельно подошел к рассмотрению этого вопроса, уже открывая заседание кабинета. "Нам нужно быть уверенными, что решения будут приниматься грамотно и ответственно", - подчеркнул премьер. Поэтому правительство напрямую должно участвовать в принятии решений по доступу иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики. Мы не собираемся механически ограничивать возможность участия иностранных инвесторов в стратегических секторах, но и не собираемся механически отрывать для всех предприятия, которые несут стратегический потенциал для развития экономики", - заверил М.Фрадков.



СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

'Такое
'Такое
Принимая закон, регулирующий доступ нерезидентов в стратегические секторы экономики, государство привлекает иностранные инвестиции и технологии, однако нельзя забывать и о соблюдении российских интересов - а для этого необходимо создать осмысленные и прозрачные условия взаимодействия с иностранными партнерами.

Создателем этих условий стало Минпромэнерго, которое и разработало соответствующий законопроект. По словам главы министерства Виктора Христенко, нормы законопроекта будут регулировать 40 видов деятельности, в том числе: производство спецтехники и вооружения, авиастроение, космическую деятельность, атомную энергетику, монопольные виды деятельности, а также разработку участков недр федерального значения. Законопроект распространится как на иностранных лиц – физических и юридических, так и российских участников рынка, находящихся под их контролем.


Сам законопроект носит разрешительный характер – нерезиденты должны подавать заявку в специальную комиссию, в состав которой войдут министры экономического и силового блока. По такому принципу работает и комиссия по иностранным инвестициям США. Комиссия должна одобрить или отклонить сделку за три месяца, в исключительных случаях срок рассмотрения по решению правительства может быть продлен еще на три месяца. Если за это время комиссия так и не определится, то положительное решение будет считаться принятым по умолчанию. Молчание – знак согласия.


Но даже в случае положительного решения комиссии частные государственные инвесторы не смогут купить более 50 проц голосующих акций стратегических предприятий, а государственные иностранные компании вообще смогут довольствоваться лишь 25 проц акций. Помимо этого, на инвестора могут быть возложены дополнительные обязательства, связанные с обеспечением сохранности государственной тайны. А если дополнительные обязательства не гарантируют возникновения угрозы национальной безопасности, комиссия вносит на рассмотрение в правительство предложение отказать этому инвестору.


Здесь премьер-министр укорил В.Христенко, что, оказывается, под текстом рассматриваемого правительством законопроекта не стоит положительной визы ФСБ, прямой обязанностью которой и является обеспечение сохранности этой самой тайны. ФСБ является "не последним органом, который отвечает за эту сферу деятельности", указал премьер.


В результате обсуждения выяснилось, что за долгую историю хождения законопроекта по ведомствам, на каком-то этапе согласования визы были потеряны. Воспользовавшись моментом, и глава Минэкономразвития Герман Греф предложил получить "освеженную визу" от своего министерства. Новые визы должны быть получены в течение двух недель, до направления законопроекта в Госдуму. Между тем, В.Христенко заверил премьера, что комиссия может одобрить сделку только при наличии положительного заключения ФСБ.


Несмотря на описанные министром промышленности способы защиты отечественного стратегического сектора, М.Фрадков засомневался, не обернется ли покупка иностранными инвесторами даже неконтрольного пакета акций в крупнейших стратегических компаниях риском для России. Он напомнил, что в нашей стране уже сейчас работают иностранные менеджеры, некоторые из которых входят в советы директоров стратегических компаний и оперируют там от имени Российской Федерации.


Далее премьер разразился тирадой по поводу загадочного "мистера Х", который являет собой сосредоточение зла для России. "Вот простой пример. Ведь правительство… сможет отказать господину Х, гражданину, там, Великобритании, предположим, являющемуся членом совета директоров в одной из наших крупнейших компаний, которая в перечне стратегических находится, только когда выяснит, что он приобрел уже 49 проц акций этой компании. Тем более, он такой преференциальный режим имеет: его правительство включило в совет директоров этой компании от правительства РФ, он работает, все его знают, он гражданин иностранного государства. Рано или поздно он будет претендовать на то, чтобы свой преференциальный режим использовать для того, чтобы приобрести часть акций. Вот мы его можем на правительственном уровне остановить, отказав ему по разным причинам в течение, причем длительного времени, когда он приобретет 49 проц! Ну, 50 проц уважаемой всеми государственной компании российской", - сокрушался М.Фрадков.


Стоящий на трибуне В.Христенко не разделил опасений начальника, и премьер продолжил: "И этот Х нам известен. А работает ли он на государство? Как в американских фильмах говорят: я работаю на государство. Но об этом никто не знает. Это же не подтверждается ничем! За это его и всех его родственников в тюрьму посадят, если он об этом расскажет, что он на ЦРУ работает". После чего признался, что ему жалко отдавать 50 проц стратегической компании этому Х.


"Мне жалко просто отдавать 50 проц нашей компании, которая 80 лет формировалась здесь только в этой стране, иностранцу, который пришел сюда и рассказывает, что он лучшей менеджер в этой сфере. У нас что, мало таких что ли? Которые могут и по 5 проц получить в этой собственности и быть довольными на всю жизнь. И работать действительно на государство и на себя. Зачем отдавать? Так что мы лопухи-то такие! Не надо быть собакой на сене, но надо и цену себе знать. Причем остановить его может правительство, да еще и не факт, значит, когда он 50 проц этой компании будет иметь. Просто так, как-то обидно немножко", - констатировал М.Фрадков. Он потребовал разъяснений у коллег, что правительство будет делать, когда столкнется с ужасным мистером Х. По итогам дискуссии срок доработки законопроекта продлен с двух недель до месяца.


Досталось от премьера и Г.Грефу, который в очередной раз высказал мнение, что одним из тормозов экономического роста в нашей стране является устаревшая система менеджмента. Поэтому нам необходимо привлекать зарубежных управленцев, которые поставят российскую экономику на ноги, а уж потом беспокоиться о том, как ее обезопасить. "Если же кому-то не хватает знаний и опыта управления, нужно быстро учиться, осваивать и набирать этот опыт, возможности у нас для этого есть. Тупить и лопушить - это не наш девиз. Лузеров делать из нас не надо", - парировал М.Фрадков.


На встрече с руководством нашей страны иностранные инвесторы всегда обращают внимание на необходимость создания четких правил - куда можно ходить, а куда нельзя. Поэтому главной задачей нового закона и должно стать обеспечение для инвесторов понятных и прозрачных условий участия в российских предприятиях. Остается надеяться, что принятие этого закона в очередной раз не будет отложено в долгий ящик.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом