Кризис меняет приоритеты. Инвесторы идут в Иран вопреки США
Кризис меняет приоритеты. Инвесторы идут в Иран вопреки США
В Иране близятся президентские выборы, не сулящие президенту Махмуду Ахмадинежаду ничего хорошего. Мировой финансовый кризис, снижающиеся цены на энергоносители неблагоприятно сказываются на экономике страны – инфляция и безработица бьют все рекорды. Спасая положение, глава Ирана ратовал за внесение в бюджет 2010 года поправок, предусматривающих компенсации малоимущим взамен на рост тарифов на энергоснабжение и бензин. Поправки не прошли – парламент "вычеркнул" из проекта бюджета средства, направленные на повышение лояльности граждан к нынешней власти. Кроме того, иранские парламентарии опасаются, что такое существенное увеличение расходной части бюджета приведет к резкому скачку инфляции.
В ответ президент Ирана М.Ахмадинежад обвинил представителей парламента страны в нарушении конституции - законодатели не вправе переписывать бюджет, подготовленный правительством. Глава государства выдвинул обвинения в письме, адресованном спикеру парламента Али Лариджани - человеку, которого многие считают соперником М.Ахмадинежада на президентских выборах.
Помимо политических проблем, снежным комом растут проблемы экономического характера - Тегеран, в условиях низких цен на энергоносители, начинает импортировать топливо, уже не рассчитывая на самостоятельную переработку. Иран является второй страной в мире по количеству доказанных запасов природного газа после России. Доказанные запасы составляют более 27,8 трлн кубометров. Добыча природного газа в стране в 2007 г составила 111,9 млрд кубометров, потребление - 111,8 млрд кубометров. В энергобалансе страны природный газ составляет 55 проц, нефть – 42 проц, гидроэнергетика – 2 проц, уголь – 1 проц.
В существующих условиях Ирану ничего не остается, как привлечь к нефтегазовому сотрудничеству другие страны, "достав из кармана" приличный козырь – одно из крупнейших в мире газовых месторождений Южный Парс. Его запасы составляют 14 трлн кубометров, само месторождение располагается через узкий залив от Катара. Часть месторождения располагается на территории Катара и имеет соответствующее название - Северный купол.
Переговоры о разработке Южного Парса длятся уже давно – Иран просто не в состоянии заниматься им в одиночестве. Из-за нестабильной политической атмосферы вокруг Тегерана из проекта уже вышли крупные западные компании – Shell и Repsol, и разработка месторождения затянулась. Вопрос "встал ребром", когда финансовый кризис негативно сказался на экономике страны, и Тегерану пришлось "ускориться", несмотря на санкции Соединенных Штатов.
До подписания ирано-российского соглашения о строительстве мощностей по производству сжиженного природного газа в рамках проекта "Южный Парс" в минувшие выходные, состоялось подписание еще одного контракта – с Китаем. Поднебесная, невероятно популярная в последнее время в качестве потенциального инвестора, в лице консорциума из компаний в течение трех лет построит новую производственную линию. Стоимость контракта – около3,4 млрд долл.
Кроме того, стало известно, что Иран и французская нефтегазовая компания Тотal до конца марта подпишут соглашение на 5 млрд долл в сфере добычи газа, Об этом сообщил управляющий директор Национальной иранской нефтяной компании /NIOC/ Сейфолла Джашнсаз. "Мы никогда не прерывали контакты и переговоры с Тотal. Суть этих переговоров заключается в разработке 11-й фазы иранского газового месторождения Южный Парс, - сообщил он.
Сообщение Сейфоллы Джашнсаза звучит весьма странно, поскольку неделей ранее было заявлено, что французы под давлением США намеренно срывают реализацию договоренностей. И вот новое сообщение иранских властей: "до конца года / до 20 марта/ мы заключим с Тотal договор на освоение 11-й фазы".
А ведь еще летом французы сомневались: Тотal заявляла, что инвестиции в Иран сопряжены с высоким политическим риском. На что Тегеран горделиво пожал плечами – "не хотите, как хотите".
Продуктивными стали переговоры с иранцами и для россиян – в воскресенье, в Вене, Россия и Иран подписали меморандум о взаимопонимании в нефтегазовой сфере. Документ предусматривает возможность осуществления своповых /обменных/ поставок "Газпромом" на север Ирана в обмен на поставки углеводородов с юга республики в страны Персидского залива.
"В результате, Иран получит переход на безналичный расчет, что, учитывая сегодняшние сложности с наличными средствами, обусловленные кризисом, не будет лишним, - считает директор департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Александр Шток. - К тому же за счет поставок из России Тегеран обеспечит газом южные районы страны, где ранее случались перебои с энергоснабжением. Российская сторона, в свою очередь, получит возможность сбыть излишки газа, которые образовались в связи со снижением газопотребления в Европе".
"Газпром", между тем, получит выход на новые для себя рынки стран Персидского залива. "Мы договорились о широкомасштабном сотрудничестве друг с другом, в первую очередь на Южном Парсе, и хотят об этом подать сигнал всему миру", - сообщил министр энергетики РФ Сергей Шматко.
У сторон "есть идея усилить совместную работу по производству СПГ в Персидском заливе", и речь идет об участии "Газпрома" в одной из фаз проекта "Южный Парс", которая предполагает создание системы производства СПГ. Не удивительно, ведь газовый монополист знаком с Южным парсом не понаслышке – россияне участвовали в разведке месторождения.
Россия весьма своевременно налаживает отношения с Ираном в энергетической сфере, считает А.Шток. "Сложные отношения с Западом относительно ядерной программы привели к усложнению политических и экономических отношений с Тегераном, что значительно осложнило привлечение иностранных инвестиций в Иран, - справедливо отмечает эксперт - Таким образом, сегодня Россия имеет возможность закрепить свои позиции в Иране, начав сотрудничество по наиболее перспективным энергопроектам".
Сотрудничество "Газпрома" с иранскими компаниями по проекту "Южный Парс", скорее всего, рассчитано на долгосрочную перспективу, что, учитывая нынешние сложности с привлечением свободных средств, для российской компании является только плюсом, считает А.Шток.
"Иранские месторождения сегодня рассматриваются как один из вариантов сырьевой базы для европейского газопровода Nabucco, который является конкурентом российско-итальянского трубопровода "Южный поток", - поясняет эксперт. - Доступ к этим месторождениям поможет "Газпрому" избежать ненужной конкуренции на европейском газовом рынке".
Источник: www.prime-tass.ru