Призрак "ГРАДОБанка" витает над российским рынком ЭПС
Известие об отзыве лицензии у "ГРАДОБанка" наделало неожиданно много шума на отечественном рынке электронных платежей. Причина в том, что провинившийся банк в сознании пользователей до сих пор ассоциируется с платежной системой WebMoney Transfer. Даже тот факт, что сама ЭПС заблаговременно рассталась с опальным кредитным учреждением, не снимает накала страстей. Некоторые склонны рассматривать действия Центробанка как начало крестового похода государства против платежных систем, первым звеном в котором станет "непрозрачная" WebMoney Transfer. Несмотря на излишнюю эмоциональность пользователей системы, история с "ГРАДОБанком" - хороший повод задуматься о том, насколько обоснованы тревожные предположения.
Коктейль из заявлений Центробанка и буйной фантазии
О своем решении в отношении "ГРАДОБанка" ЦБ официально сообщил 25 января. Тогда же была назначена временная администрация по управлению этим банком в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных учреждений". Этому предшествовала проверка, выявившая неоднократные нарушения администрацией банка ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В декабре прошлого года через кассу банка были выданы наличные физическому лицу на сумму в 4,3 млрд. рублей, а еще по 1 млрд. было переведено на счета банков-нерезидентов. Искать сам банк проверяющие решили лишь в январе 2007 года, когда ни по юридическому, ни по физическому адресу он уже не располагался.
Такова информация, изложенная сухим языком официальных сообщений ЦБ. Участникам рынка электронных платежей "ГРАДОБанк" был известен в качестве расчетного центра WebMoney по титульным знакам WMR. "Избавиться" от "ГРАДОБанка" платежная система успела задолго до начала скандала. 1 ноября на сайте WebMoney появился официальный пресс-релиз, сообщавший о переводе средств, депонированных для расчетов чеками WMR, в НКО "Сетевая Расчетная Палата". Небанковская кредитная организация, зарегистрированная в Казани, является безрисковой структурой, поскольку не может размещать свои рублевые средства в кредиты, ценные бумаги и т.п. Таким образом, официально все выглядело наилучшим образом: переход в НКО был продиктован стремлением предоставить больше гарантий, что обязательства по WMR будут оплачены.
Скупая информация на сайте ЦБ сразу же породила некоторое брожение в интернет-массах. Действительно ли "ГРАДОБанк" прикрыли за "отмыв" денег? Не стоит ли следующей по списку пресловутая НКО, в которую срочно "мигрировали" WebMoney? Так может быть, главной "добычей" государства должна стать платежная система, в работе которой при желании можно найти недостатки? Домыслы накладывались один на другой, так что вскоре появились слухи о том, что WebMoney Transfer ожидают серьезные проблемы. В форуме платежной системы нашлось несколько паникеров, призывавших срочно избавляться от остатков и рассказывавших о якобы возникающих проблемах с переводом денежных средств.
О причинно-следственных связях
"Честно говоря, я не понимаю, из-за чего возникла такая истерия по этому поводу. "ГРАДОБанк" - это один субъект, WMT - другой. В середине девяностых у меня был счет в "Инкомбанке". Счет я закрыл, а банк вскоре обанкротился. Есть ли тут причинно-следственная связь?", - удивляется Олег Покровский, возглавляющий обменный сервис “ROBOXchange”. В "крестовый поход", образованный неслучайным стечением обстоятельств, не верят и другие участники отечественного рынка электронных платежей. Евгений Филимонов, коммерческий директор "Группы e-port" назвал инцидент с "ГРАДОБанком" "случайной последовательностью абсолютно независимых друг от друга фактов". Евгения Завалишина, генеральный директор "Яндекс.Денег", сообщила, что запрещенные законом действия производились администрацией самого банка, и насколько они связаны с деятельностью одного из клиентов – WebMoney Transfer – она судить не может. Юрий Чайка, представляющий платежную систему Rupay, также не видит в отзыве лицензии начала атаки на WebMoney. По его мнению, если бы акция была направлена против платежной системы, то следовало бы начать с НКО, куда ЭПС начала переходить с лета прошлого года.
Петр Дарахвелидзе, представляющий WebMoney Transfer, отказался комментировать опасные домыслы пользователей системы, предоставив предположения о проблемах WebMoney "сторонникам теории заговора".
Кризис недоверия
Что будет, если один из лидеров российского рынка ЭПС вдруг "рухнет", подкошенный усилиями государства или еще какими-то причинами? Представители платежных систем настолько решительно отвечали "нет", что было заметно – такого им не хочется допускать даже в мыслях.
"Обрушения не будет", - уверенно заявил Виктор Насочесвкий, представляющий "Рапиду". "Яндекс.Деньги не являются кредитной организацией, не ведут банковских операций и не подлежат надзору со стороны ЦБ. Все операции Яндекс.Денег осуществляются в крупных банках, обладающих хорошей репутацией в банковском сообществе и не допускающих, с нашей точки зрения, нарушений в ведении своей деятельности. Вместе с тем мы внимательно следим за финансовым положением кредитных учреждений, в которых открыты наши счета и активно сотрудничаем с подразделениями финансового мониторинга этих банков", - прокомментировала Евгения Завалишина. В RUpay сомневаются в собственной неуязвимости. "Данные акции всегда могут произойти, так как нет законодательства в этой новой сфере", - считает Юрий Чайка.
Представители ЭПС единодушны в том, что "выпадение" крупного игрока не пойдет на пользу отечественному рынку электронных платежей. "Мы полагаем, что обрушение рынка платежей в Интернете не отвечает интересам многочисленных пользователей платных сервисов, и мы уверены, что наши коллеги из WebMoney и других платежных систем адекватно оценивают правовые риски и проводят активную работу по их минимизации", - прокомментировал Евгений Филимонов ("Группа e-port") в интервью MoneyNews. В "Яндекс.Деньгах" считают, что "обрушение" платежной системы могло бы привести к снижению доверия пользователей к электронным платежам в целом. "Это, конечно же, недоверие к платежным системам, так как если самая крупная не смогла удержаться, то и другие могут пострадать. Клиенты будут опасаться использовать платежные системы", - высказал свое мнение Юрий Чайка, администратор системы RUpay.
Как бы ни были преувеличены масштабы проблемы, история с "ГРАДОБанком", очевидно, каким-то образом все же отражается на работе системы. Отдельные клиенты жалуются, что при выводе WMR на банковские счета у них возникали проблемы. В частности, это было связано с "Альфабанком", где карта клиента была заблокирована в связи с переводом денежных средств из неблагонадежной организации. Видимо, по какому-то техническому недосмотру в документах плательщиком по чекам значился "ГРАДОБанк". "Вывод средств на банковские счета и банковские карты происходил и происходит в штатном режиме, в том числе и в названный банк. Это совсем несложно проверить. Сообщение отдельно взятого сотрудника техподдержки банка отдельно взятому клиенту - не повод для реакции в прессе", - считает Петр Дарахвелидзе, представляющий WebMoney Transfer.
Комментировать
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.