Short Money Service (SMS): Не голосом единым...
У мобильных платежей в России сложная судьба. Здесь и юридические проблемы, и неповоротливость операторов, и стереотипное отношение аудитории. Тем не менее, рынок мобильных платежей в России существует. Именно ему будет посвящен наш новый долгосрочный проект Short Money Service (SMS), который сегодня стартует на MoneyNews при поддержке компании Movable (владелец сервисов sms.замок и sms.копилка). Автором колонки выступает известный блоггер Борис Богданов (ajaxplanet.ru), который уже успел засветиться в статусе колумниста нескольких тематических изданий.
Еще буквально лет 5 назад аналитики активно предрекали массовое пришествие пластиковых карт и упрощение платежей. Пять лет прошло. Пластиковые карты пришли, вот только в подавляющем большинстве случаев это карты зарплатные, так что, фактически, ситуация с дистанционной оплатой услуг изменилась незначительно.
За те же пять лет количество абонентов сотовой связи превысило число жителей Россиии. Если верить статистике, то уровень проникновения на сегодня составляет 107% *, а к концу года прогнозируется рост еще на 7%. Правда, по оценке МТС и Вымпелкома, реальный уровень проникновения составляет 65—75%, что, впрочем, тоже очень и очень впечатляющая цифра.
Параллельно с ростом числа абонентов растет и уровень доходов населения и расходов на сотовую связь и сопутствующие услуги. Стабилизация доходов операторов от непосредственно "голосовой составляющей" сопровождается ростом доходов от неголосовых услуг. Сюда включаются и SMS, разнообразнейшие SMS-сервисы, MMS, мобильный интернет, и первые ростки новых веяний – мобильный банкинг и бесконтактные платежи…
Рейтинг дополнительных услуг по долям и темпам роста, 2006 (по данным компании iKS-consulting) **
Тип услуг | Доля в доходах от дополнительных услуг (%) | Темпы роста (%) | |
1 | Обмен сообщениями | 53 | 45 |
2 | Контент-услуги | 21 | 36 |
3 | Мобильный Интернет | 20 | 47 |
4 | Базовые услуги | 6 | -28 |
Как видно из таблицы, за 2006 год доходы от голосовых услуг не только не увеличились, но и заметно снизились. Происходит это в основном за счет снижения тарифов и замещения платных услуг бесплатными. В то же время доходы от дополнительных услуг растут из года в год и, по прогнозам iKS-consulting, в 2007-м объем этого рынка в РФ составит $2,3 млрд.
В сфере мобильных платежей сегодня можно говорить о нескольких направлениях:
1. SMS-сервисы
2. Мобильный банкинг
3. Платежи с мобильных счетов
- денежные переводы
- M-Wallet (мобильное приложение для осуществления микро-платежей третьим сторонам в оплату за товары и услуги непосредственно с мобильного лицевого счета).
4. Бесконтактные платежи (ни один из российских операторов пока не реализует)
Для конечного потребителя наиболее прозрачными и привычными являются SMS-сервисы. За последние годы все привыкли к различным SMS-голосованиям, викторинам, конкурсам, покупке бесконечных рингтонов и заставок. К этому добавляется простота совершения транзакции и "неощутимость" переводимых денег. Развитие более продвинутых услуг пока слабое. Причины этого юридические (скажем, сегодня невозможно оплачивать услуги, переводя деньги с лицевого счета, при этом необходимо обладать банковской лицензией для осуществления транзакций), технические (например, для введения многих услуг необходимо провести замену сим-карт у действующих абонентов) и организационные.
Естественно, что все мобильные сервисы в конечном счете проходят через операторов, и солидная часть суммы транзакций (порядка 50%) также достается им. Тем не менее, операторы не занимаются только получением процентов от многочисленных контент-провайдеров. На сегодня операторы большой тройки сами активно развивают дополнительные услуги, при этом делают это практически параллельно. Другой вопрос, что на данный момент нельзя сказать, чтобы операторы предлагали какие-то действительно уникальные и инновационные сервисы: набор достаточно стандартен – рингтоны, картинки, sms-рассылки. Из опций, предлагаемых напрямую лишь операторами, резко выделяется мобильный банкинг, активно использующий все те же SMS, но пока эта услуга находится на раннем этапе развития. Впрочем, давайте все же коротко перечислим возможности.
Мегафон сейчас активно занимается сферой мобильных платежей. В активе компании присутствует классическое решение "М-банкинг" на основе технологии SMS, позволяющее абоненту управлять своим банковским счетом и оплачивать услуги ряда контрагентов (ISP, платное ТВ, коммунальные услуги и т.д.).
Кроме развития направления мобильных платежей Мегафон предлагает широкий спектр развлекательных и информационных услуг, в том числе SMS-Портал МегаФон Pro и сервис дневников МегаЖурнал. Услуга "МегаЖурнал" явно обязана своим появлением активному развитию блогосферы в последние 2 года, но насколько популярен и рентабелен сам сервис данных нет. Из необычных услуг хочется еще отметить возможность подписаться на канал рекламных рассылок и таким образом хотя бы частично компенсировать свои затраты на мобильную связь.
Перечень услуг МТС практически аналогичен конкуренту – мобильный банкинг, развлекательные и информационные sms-сервисы. На фоне того же Мегафона МТС выделяется яркими интерактивными промо-акциями, такими как "Джинс-Фиеста", "Большая восьмерка", или "ZИМА". Например, в рамках последнего проекта, запущенного к выходу на экран очередной части бондианы, проводилось как распространение мультимедийного контента, так и ряд голосовых сервисов, sms-викторин и конкурсов.
Beeline не отстает в плане проведения промо-акций, приуроченных к конкретным событиям. Компания заключила партнерский договор с Warner Music International (WMI), одним из гигантов медиа-индустрии, что позволило значительно выделиться на фоне конкурентов. Думаю, что в прошлом году все видели ряд роликов билайн, связанных с концертом Мадонны.
Рост доходов за счет увеличения числа абонентов можно считать оконченным – рынок близок к насыщению. И в ближайшее время операторам неизбежно придется решать все те проблемы, что так давно откладывались в долгий ящик. Увеличение ARPU (доходов от одного абонента) будет проходить за счет дополнительных сервисов. А это неизбежно приведет к расширению возможностей для конечного пользователя. Что ж, остается лишь немного подождать.
* По данным Росстата за 2006 г. число абонентов сотовой связи увеличилось на 25% и составило 154,45 млн. человек. Проникновение к началу текущего года составило 108,2%. Источник: http://www.wireless.ru/wireless/2801
** Источник: http://www.procontent.ru/news/3835.html
*** Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.
Источник: www.moneynews.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.