Аты-баты, шли штрафбаты…
Портал «Банкир.Ру», 26 ноября 2007 года
О чем говорят в Самаре… Неважно? Кажется, уже важно. В Самаре, в Перми, в Казани, в Новосибирске. И даже в Урюпинске
Автор: Ян Арт, финансовый обозреватель
Мне не удалось заключить пари с Еленой Битяй. Сделав свой доклад, она упорхнула с состоявшегося в Самаре съезда кредитных брокеров. Увы, останусь без лишних ста долларов.
Елена Битяй – руководитель самарского кредитного кассового офиса Городского ипотечного банка. Одна из немногих банковских менеджеров, посетивших брокерскую сходку. Слушать выступления самих брокеров она не стала. А в своем выступлении сообщила собравшимся, что вследствие мирового кризиса ликвидности стоимость ипотеки в России в ближайшее время вырастет процента на три.
Все-таки замечательное явление - банк. Сидит человек, заведует по сути большой кассой. И делает прогнозы глобального масштаба. Видимо, потому что в прорезь… чуть не написал – танка… в прорезь кассы мир видится довольно упрощенным.
Недавно г-н Тосунян, шеф Ассоциации российских банков, призывал российских банкиров не прятать под большой крышкой мирового кризиса просчеты и проблемы собственных стратегий отдельных банков. Или, как выразился в свое время герой известной советской кинокомедии, «ты своих баранов с государственными не путай!»
А путают. Держу пари: не будет никакого роста ставок по ипотеке. Жестче она будет. Кредитование «первички» снизится – это будет. А вот повышения ставок – не будет. Поздно. Дело давно перестало быть «личным бараном» банковского рынка. Тут уже государственная тема. Или, как говорил тот же герой той же кинокомедии: «или я ее веду в загс, или она меня ведет к прокурору».
Не так давно проводил «круглый стол» на тему последствий кризиса. И в общем-то все солись на мнении, что это – «прививка». Полезная российскому банкингу. В том числе – прививка от привычки оценивать все категориями кассира.
И надо сказать – процесс пошел, как говорили на заре перестройки. Потому что полтора года назад банкиры вообще бы на съезд брокеров не пришли бы. Мол, кто это такие, зачем нужны, мы выдаем населению кредиты, население платит нам проценты и точка…. Сейчас уже приходят и что-то говорят. Пройдет год – глядишь, начнут не только говорить, но и слушать. Потому как выяснилось: отношения с эти самым населением, будь оно неладно, не вписываются исключительно в системы скоринга и андрерайтинга.
Начались проблемы с кредитованием этого самого населения. Потому что банки увлеклись. Теперь колики от переедания. Особенно у тех, кто заглатывал, не жуя. В этом положении гиподинамия – совсем вещь опасная. Потому что те, кто не сможет хоть немножко подвигаться навстречу этому самому населению, – рискуют совсем занедужить. И попыткой повысить ставки только усугубят свои колики. Поскольку рядом найдется более энергичный и менее объевшийся, который как раз таки ставки повышать не станет. А наоборот…
Так что население становится все более заметным… Потому как оно у нас небольшое. Не Китай и не Индия. Всего 144 миллиона. Из них 25 миллионов дети, 20 миллионов – старики, еще 4 миллиона сидят, 5 миллионов пьют, а 25 тысяч сами какой угодно банк прокредитуют. Так что остается 89 миллионов 974 тысячи 832 человека… Примерно.
И вот тут начинается интересное – работать придется именно с ними. И придется делать выводы из кризиса. И как-то, как говорили на заре все той же перестройки, находить ответы, адекватные духу времени.
На самарском брокерском съезде из уст президента Ассоциации кредитных брокеров Дианы Маштакеевой прозвучал неожиданный на первый взгляд призыв – провести всероссийскую амнистию многочисленной армии должников. Разумеется, не финансовую: взять да и простить все долги – нереально, невозможно, да и попросту несправедливо. Речь идет об информационной амнистии: «закрыть» все записи о тех заемщиках, которые допускали просрочки по кредитам, но в конечном счете погасили свой долг или пришли к мировому соглашению с банком. Потому что иначе будет тупик. Сейчас значительная часть россиян – в «черных» и «серых» списках. Взял у «РС» 10 тысяч, не заплатил положенные тысяч 60, в которые они превратились? В «черный список»! Задолжал Би Лайну 20 долларов за мобильную связь? В черный список»! И, кажется, немного перебрали - по русской традиции. Полстраны – сплошной банковский штрафбат. Уместно процитировать еще один известный фильм: «если за такое – в цемент, без народу останешься. Здесь тебе не Америка – с кем работать-то будешь?»
Фильм, кстати, назывался «Дежа вю». Символично. С учетом, что деньги этого самого проштрафившегося населения горели и в Сбербанке (доперестроечные вклады), и в МММ, и во всевозможных «хопрах». Так что иногда не вредно поменять игроков местами. Мол, теперь ты прячешься, а я вожу…
Конечно, идея амнистия понравится не всем. Например, БКИ могут взвиться, усмотрев в этом большие проблемы для себя. Мол, мы тут собирали, собирали информацию, а вы… И так-то не шибко покупаете наши досье, а тут… На само деле для БКИ тут угрозы нет. Наоборот – работы прибавится. Потому что амнистия-то должна коснуться только тех, кто в конечном счете от неплатежей избавился и долги закрыл. И тут сам бог велел именно БКИ взять на себя отделить заблудших, но исправившихся агнцев от прожженных козлищ.
Уже помянутая мной г-жа Битяй посетовала: у нас 90% населения финансово неграмотное. Позвольте, а ипотеку сколько процентов берет? Два. От силы – три. Почему-то кажется, что они все же относятся именно к оставшимся 10% «грамотных». Коль уж зарабатывают достаточно, чтобы немалые взносы платить. Так что ссылки на проблемы финансовой грамотности тоже выглядят неискренними. Во-первых, уже оскомину набили. Во-вторых, помнится, когда выдавали кредиты – особенно на безграмотность не жаловались. Тыкали пальцем в кредитный договор: мол, поставь крестик тут и тут. А вот когда пришла пора урожай собирать – вдруг вспомнили. Как-то несимметрично получается…
Все та же г-жа Битяй бросила замечательную фразу: «Наши люди не понимают до конца всю ответственность, беря кредит в банке». Опять же – мысль верная, но обоюдоострая. Потому что верно и обратное: наши банки не понимают до конца всю ответственность, выдавая кредиты людям. Может, не задумались (спешили шибко), может – понадеялись на авось. Зато теперь - не получается. Потому что тем, кто «не понимает до конца», - Онищенко объяснит…
P.S. Исходя из опыта предыдущих колонок рискну предположить, что сегодняшние заметки могут вызвать обвинение в нелюбви к банкам. И даже – в злорадстве по адресу попавших в трудное положение кредитных учреждений. Честно говоря – в обязанности финансового журналиста любовь к банкам не входит. Потому как пишем мы вовсе не о банках. О людях пишем. Это раз. А два – все это не от любви к банкам. Наоборот. Поясню. Коль скоро начали с цитирования советских комедий, так этим же и завершим – как было сказано в «приключения итальянцев в России»: «Не надо! Я сам!»…
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.