Малый вперед
Автор: Ян Арт
Буквально за пять лет лизинг из довольно экзотического продукта превратился в массовое явление. Оптимисты видят в нем палочку-выручалочку для малого бизнеса.
По оценке экспертов, российский рынок лизинга сейчас растет на 30-40% в год. Предполагается, что минимум пару лет подобные темпы сохранятся. А по объемам - $17,5 млрд по итогам минувшего года - отечественный лизинг стал лакомым объектом не только для «случайных» игроков, но и для крупных финансовых структур.
Бурный старт
Однако пока можно констатировать, что на этом рынке еще продолжаются процессы формирования ландшафта. Это связано с генезисом российского лизинга: он рождался как одно из направлений деятельности финансовых структур - перспективное, но не самодостаточное. На старте им занимались случайные посредники. В конце 90-х доминировал «лизинг поневоле»: был крупный производитель, который хотел что-то продать, был покупатель, у которого не хватало денег, и лизинг воспринимался ими как выход из положения.
Затем ситуация изменилась, лизинг пополнил продуктовые линейки банков. И наконец выросший спрос и появление официальной законодательной базы - в 1998 году принят закон «О лизинге» - дали лизингу возможность формироваться уже как отдельному, вполне самодостаточному виду бизнеса.
Эта предыстория породила, соответственно, три типа игроков на этом рынке. Во-первых, дочерние компании банков, в которых лизинг занял объемы, достаточные для автономного существования. Банковские «дочки» - «ВТБ-Лизинг», «Альфа-Лизинг», «Авангард-Лизинг», «Лизинговая компания УРАЛСИБ», «Райффайзен-Лизинг», «НОМОС-Лизинг», «ТрансКредитЛизинг» - занимают сейчас лидирующие места на лизинговом рынке. Вторая категория игроков - операторы крупных производителей техники и промышленного оборудования, для которых лизинг остается естественным продолжением политики стимулирования продаж своей продукции. Лидирующие места тут занимают компании «Ильюшин Финанс Ко», «Вольво Финанс Сервис Восток», «Скания Лизинг» и лизинговая компания «КАМАЗ». Третью когорту игроков формируют независимые лизингодатели - «РТК Лизинг», «РБ Лизинг», Europlan, «ФинСтройЛизинг», «Атлант-М Лизинг».
В результате, как отмечают эксперты, складывается нормальная конкурентная среда. «Уже сейчас наблюдается поэтапная либерализация условий: меньше ставки, длиннее сроки, - отмечает Диана Маштакеева, гендиректор Поволжского кредитно-финансового центра. - Так что с развитием этого рынка можно ожидать как заметного улучшения условий лизинга, так и расширения продуктов и услуг, предоставляемых лизингодателями».
Насыщение рынка имеет плюсы и для самих лизинговых компаний, поскольку лизингодатели получают доступ к более дешевым и длинным деньгам. В последние годы на российский лизинг стали всерьез смотреть как на возможную точку приложения капиталов. Знаковым стал дебют отечественного лизинга на рынке заимствований: компании «ТрансФин-М» и «РТК-Лизинг» провели первые размещения своих облигаций. А пару недель назад «ВТБ-Лизинг» заявил о намерении выпустить облигации на сумму 8 млрд рублей. Аналитики полагают, что свою роль сыграет бренд ВТБ, однако сам факт успешного размещения такого крупного заимствования будет означать, что лизинг утверждается и на фондовом рынке.
Одна из тенденций развития рынка: лизинг постепенно рассредотачивается по России. И хотя в списке крупнейших лизингодателей более 90% по-прежнему занимают московские и петербургские компании, регионы начинают «подтягиваться». Крупнейшие региональные игроки - лизинговая компания «КАМАЗ» (Татарстан), «АльянсРегионЛизинг» (Новосибирск) и некоторые другие - и сами ведут экспансию в другие регионы, составляя конкуренцию столичным коллегам.
Уязвимое место российского лизинга сегодня - мощнейший перекос в сторону автотранспорта. Однако ситуация начинает меняться и участники рынка констатируют рост и других направлений лизинга, в частности строительного и промышленного оборудования.
«В настоящее время Россия переживает определенный строительный бум, - говорит Сергей Кирьянов, генеральный директор ООО «ФинСтройЛизинг». - К примеру, строительные компании, с которыми мы сотрудничаем, выполняют до 70% объема в строительстве жилья и дорог Москвы и Подмосковья, около половины - в строительстве аэропортов в Москве, Петербурге и Сочи».
По мнению Кирьянова, актуальными становится лизинг машиностроительной техники, энергетического, полиграфического и пищевого оборудования и IT-обеспечения. Это подтверждает и Сергей Рыбин, зампредправления банка «Стройкредит»: «Все больший спрос на лизинговые услуги наблюдается со стороны компаний, работающих в торговле, полиграфии, пищевой, деревообрабатывающей и строительной отраслях».
Альтернатива для маленьких
Отраслевые сдвиги и возрастающая конкуренция ускорили весьма позитивный процесс: лизинг поворачивается лицом к самой многострадальной части российской экономики - малому бизнесу.
«Первая волна всплеска спроса на услуги лизинга уже прошла, и крупные производители произвели обновление основных средств; сейчас с их стороны объем заявок на услуги лизинга стабилизировался, - отмечает Алексей Вольнов, директор Московского филиала ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ». - А ниша услуг лизинга для предприятий малого и среднего бизнеса еще относительно свободная. Спрос здесь превышает предложение».
Именно поэтому лизингодатели смотрят на малый бизнес как на стратегического клиента. Причем не только в независимых компаниях, но и в банках, более консервативных в отношениях с МБ. Например, в лизинговом управлении Юниаструм Банка отмечают, что именно предприятия малого и среднего бизнеса составляют основную массу клиентов - около 80%. «Мы считаем, что работа с малым и средним бизнесом наиболее актуальна как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения доходности нашего бизнеса», - заявил «Профилю» Игорь Фомкин, начальник управления лизинговых операций Юниаструм Банка.
Инициаторы российского лизинга могут быть довольны: как отметил в интервью «Профилю» президент Международной академии ипотеки и недвижимости Иван Грачев, один из разработчиков лизингового законодательства, сверхзадачей этого законодательства была цель дать предпринимательству дополнительный ресурс развития. «Предприятия малого и среднего бизнеса нуждаются в обновлении основных средств без отвлечения значительных сумм оборотных средств, - говорит Сергей Дергачев, гендиректор компании «ТрансКредитЛизинг». - Лизинг в этом плане - универсальный инструмент и наиболее простой способ модернизации производства. Можно сказать, что для малого бизнеса он стал альтернативой классическому банковскому кредитованию».
С этим мнением солидарен и Сергей Кирьянов из «ФинСтройЛизинга», который отмечает еще одно преимущество лизинга перед кредитованием: взаимодействие с лизинговой компанией для малого и среднего бизнеса гораздо проще и быстрее, чем с банком. Однако сами банкиры с этим не согласны. «Полностью заменить кредитование лизинговые операции не могут, - говорит Рыбин. - Далеко не все инвестиции в основные фонды могут быть профинансированы с использованием лизинговых операций. Например, в лизинг не получится приобрести оборудование, которое в случае необходимости по техническим причинам сложно реализовать. Кроме того, в соответствии с законом предметом лизинга не могут быть земельные участки».
Тем не менее банкир соглашается с тем, что во многих случаях лизинг для малого бизнеса удобнее и доступнее кредита. По оценкам специалистов, сейчас лизинговые компании удовлетворяют 30-40% заявок малого бизнеса. Это выше, чем количество положительных решений по кредитованию МБ в банках. Главная причина: в случае с лизингом не встает вопрос залога - ахиллесова пята в кредитовании малого бизнеса. К тому же лизинговые компании, в отличие от банков, более детально могут изучить бизнес клиента, соответственно, лимит доверия у них выше.
Хотя, как отмечают участники рынка, проблема непрозрачности подавляющего большинства российских предпринимателей мешает и в этом случае. Лизингодатели пошли здесь по пути банков: ввели в обиход скоринговую систему рассмотрения заявок клиентов, причем более лояльную и гибкую, чем традиционные банковские скоринг-системы.
«Лизингодатели предъявляют к партнерам менее жесткие требования, принимают в расчет их неофициальные доходы», - отмечает Маштакеева. Причем часто система оценки клиентов сводится к двум-трем основным показателям бизнеса. По оценке самих бизнесменов, в среднем решение о лизинге принимается в четыре-пять раз быстрее, чем решение о выдаче кредита, и требует куда меньше затрат времени и бюрократических процедур.
Еще один плюс лизинга - возможность маневра клиента в случае форс-мажора или изменений в бизнесе: от лизинга, в отличие от кредита, можно отказаться и вернуть его объект лизингодателю. В условиях неустойчивости многих российских бизнесов этот плюс - весьма серьезный для многих предпринимателей, особенно из числа тех, кто берется за проекты start-ap.
Впрочем, главный минус лизинга в сравнении с кредитом также лежит на поверхности: ставки лизинговых платежей пока еще выше кредитных.
Лизингодатели пытаются решить эту проблему за счет внедрения унифицированных лизинговых продуктов - неких типовых вариантов сделок, реализация которых «на конвейере» потребует от лизинговых компаний меньше трудозатрат. Однако это не снимает еще один вопрос - вопрос выгоды самих лизингодателей. По мнению многих из них, лизинг на суммы менее $40 тыс. компаниям невыгоден, поскольку размер маржи не покрывает этих самых трудозатрат. Поэтому проблемы микрокредитования лизинг не решает. Максимум, на что можно рассчитывать, полагают участники рынка, это снижение нижней планки «выгоды» до $25-30 тыс. Но ниже лизинг «упадет» едва ли.
Один процент недвижимости
«Медовый месяц» в отношениях лизинга и малого бизнеса имеет весьма ощутимую подоплеку - либеральную законодательную базу, которая дает лизингодателям гигантское налоговое преимущество. Банковский кредит не может быть отнесен к числу затрат, проценты по нему платятся из прибыли предприятий, подпадая под соответствующий налог. Все лизинговые платежи классифицируются как затраты, тем самым освобождая предпринимателя от налога на прибыль. К тому же клиент не платит с объекта лизинга налог на имущество, поскольку до окончания контракта оно считается собственностью лизинговой компании. А та имеет право применять коэффициент ускоренной (тройной) амортизации, что позволяет и ей минимизировать налоговое бремя.
По мнению Анатолия Аксакова, зампреда банковского комитета Думы, это имеет значение не только для игроков рынка, но и для технического развития страны. «Средний возраст российского промышленного оборудования - 22 года, оно безнадежно устарело и с технической, и с моральной точки зрения, - напоминает Аксаков. - Для сравнения, на Западе этот срок составляет пять лет. Так что лизинг - это еще и один из способов стимулировать модернизацию нашей экономики».
Большинство участников рынка соглашаются, что российское лизинговое законодательство весьма прогрессивное и стимулирующее. Принципиальный минус они видят в том, что пока не обеспечена база для развития одного из стратегических направлений лизинга - лизинга недвижимости. Это лишает малое предпринимательство возможности использовать лизинг еще и как инструмент обретения пространства для бизнеса.
«Проблемы с недвижимостью во многом сдерживают развитие малого бизнеса, - отмечает Диана Маштакеева. - У небольших предприятий очень велики потребности в площадях, но недостаточно собственных средств для их приобретения. А арендные отношения у нас несовершенны: договоры заключаются, как правило, на 11 месяцев - для ухода от налогообложения, арендатор никем и ничем не защищен, чаще всего договоры могут быть расторгнуты арендодателем в одностороннем порядке. Соответственно, производить финансовые вложения в помещения малому бизнесу обычно невыгодно». Лизинг, по оценке экспертов, мог бы стать альтернативой не только кредитованию, но и аренде. Тем более что сейчас арендная плата за помещения сопоставима с лизинговыми платежами, но в последние входит и выкупная цена, и через пять-семь лет клиент может стать собственником помещения».
Между тем, если в Европе сделки с недвижимостью занимают 17% в общем объеме лизинга, то в России - около 1%. Участники рынка полагают, что связано это, во-первых, с несовершенством системы регистрации сделок с недвижимостью, а во-вторых, с традиционным для России занижением балансовой стоимости объектов недвижимости, что создает дополнительные трудности для оформления лизинга, поскольку тут трудно провести часть платежей «вчерную».
И вновь продолжается бум…
Тем не менее наблюдатели и участники рынка весьма оптимистично оценивают перспективы развития российского лизинга.
«В последние два года рынок лизинга вошел в фазу быстрого роста, которая будет продолжаться еще два-три года, если не будет сильных финансовых потрясений в мире и стране, - полагает Алексей Федоров, гендиректор компании «Атлант-М Лизинг». - Примерно в 2009-2010 годах рынок войдет в фазу постепенной стабилизации. Сейчас на рынке достаточно места, чтобы развиваться и наращивать портфель. Ежегодно появляется несколько десятков новых лизинговых компаний. Но, думаю, через год-два начнутся серьезные процессы по консолидации рынка, прокатится волна слияний и поглощений».
Что касается количественных прогнозов, то они могут быть сделаны по аналогии с европейской ситуацией.
«Перспективы развития лизинга трудно оценить количественно, - считает Игорь Фомкин из Юниаструм Банка. - Можно только попытаться спрогнозировать, отталкиваясь от доли малого бизнеса в ВВП и доли лизинга в общем объеме инвестиций. В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет около 50%, в России - пока в три раза меньше. Что касается инвестиций, то доля лизинга в них в прошлом году составила 7%. В развитых странах этот показатель равен 25-30%. Если предположить, что мы приблизимся к показателям развитых стран, то с учетом кумулятивного эффекта (рост доли лизинга в инвестициях, помноженный на рост объемов продуктов и услуг малого бизнеса. - «Профиль») можно прогнозировать рост рынка лизинга примерно в 12 раз».
Таблица 1 Ведущие лизинговые компании России (по итогам 2006 года)
Рейтинг |
Компания |
Обязательства лизингополучателей ($ млн) |
1 |
«ВТБ-Лизинг» (Москва) |
1204,556 |
2 |
«Альфа-Лизинг» (Москва) |
1072,175 |
3 |
«РТК-Лизинг» (Москва) |
949,173 |
4 |
«Магистраль Финанс» (Санкт-Петербург) |
864,08 |
5 |
«Бизнес Альянс» (Москва) |
836,497 |
6 |
«РГ Лизинг» (Москва) |
819,457 |
7 |
Лизинговая компания «УралСиб» (Москва) |
680,651 |
8 |
«Авангард-Лизинг» (Москва) |
534,412 |
9 |
«Ильюшин Финанс Ко» (Московская область) |
498,192 |
10 |
ГК «Трансинвестхолдинг» (Москва) |
445,109 |
11 |
«Инпромлизинг» (Москва) |
425,731 |
12 |
«Вольво Финанс Сервис Восток» (Московская область) |
366,562 |
13 |
«Петролизинг Менеджмент» (Москва) |
345,112 |
14 |
«РБ Лизинг» (Москва) |
344,842 |
15 |
«Райффайзен-Лизинг» (Москва) |
338,33 |
16 |
Europlan (Москва) |
322,067 |
17 |
«Глобус-Лизинг» (Санкт-Петербург) |
287,155 |
18 |
ГК «Балтийский Лизинг» (Санкт-Петербург) |
251,124 |
19 |
«ИР-Лизинг» (Москва) |
249,029 |
20 |
ГК «Интерлизинг» (Санкт-Петербург) |
247,119 |
21 |
«РМБ-Лизинг» (Москва) |
228,344 |
22
«Центр-Капитал» (Москва)
218,949
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.