...Никого, никого не забудь
Ян Арт, финансовый обозреватель, к.э.н.
Поразила реакция молодой коллеги на сообщение о смерти Бориса Ельцина: "У меня к его смерти неоднозначное отношение". Наверное, это новое поколение. Бесполезно напоминать ему о Шекспире ("Конец жизни искупает все грехи"). И спорить бесполезно. Хотя бы потому, что, к сожалению, проблема не в том, что у кого-то из нас неоднозначное отношение к смерти. Проблема в том, что у смерти ко всем нам – однозначное отношение. Каждый уход – потеря. Кто-то говорит, что Кирилл Лавров был карьеристом и верно служил коммунистическому режиму. Кто-то говорит, что Мстислав Ростропович был конъюнктурщиком и заигрывал с режимом постсоветским. Но… умер политик, умер актер, умер музыкант. И не надо мне доказывать, что мы не стали от этого беднее.
Хотя бы потому, что недавно кто-то подсчитал: при сохранении нынешних темпов демографического "сокращения" через сто лет не будет России.
Россия разучилась страшиться уходов. И похожа на ванну, из которой потихоньку уходит вода. Иногда кажется, что сейчас уходит вся России. Ее города. Потому что путь у всех, кто еще способен как-то двигаться в этой жизни, стал однотипен. Из Нефтекамска – в Уфу, из Уфы – в Москву. Из Ялуторовска – в Тюмень, из Тюмени – в Москву. Уродливая карикатура на Чехова – в Москву, в Москву - стала нормой. Не жизни – ухода.
Умирают целые города. Нечто большее, чем соседство зданий и сточных труб. Социум, протоплазма, соединяющая индивидуумы. Может - с перебором.
Один знакомый журналист то ли за рюмкой чая, то ли за чашкой водки как-то в проброс сказал: "Наша беда в том, что мы - слипшееся общество…"
Слипся комок. И когда из него уходят люди, протоплазма схлопывается с чавкающим звуком. Вакуума как бы и не возникает... Есть сейчас такое модное словечко - "как бы". Люди как бы выпадают. А комок живет дальше. Не задумываясь о том, что потеряно.
Но бывает – редко – и обратный вариант. То, что на нынешнем сленге принято называть "дауншифтинг". И такие уходы заставляют задуматься еще больше.
…Был в городе Казани поэт - Николай Беляев. Писал стихи, издавался, переводил татарских коллег, преподавал в университете.
И вдруг:
- Слыхали, Коля Беляев уехал!
- Куда?!
- Куда-то в деревню. Бросил все в одночасье, квартиру на дом поменял...
- Ясно, сожрали мужика...
Николай Николаевич Беляев покинул Казань в 1992 году. Вместе с женой - искусствоведом казанского музея ИЗО Вилорой Чернышевой. И с детьми. И навсегда.
Я выпрыгнул из поезда,
летящего во мрак.
Вслед - крик, и вроде - горестный:
- Куда ты? Вот дурак!
Я выпрыгнул из поезда,
лечу над полотном,
лечу, смеюсь бессовестно:
- Поговорим потом!..
Я сам собою вычеркнут
из списков, картотек,
из рассуждений вычурных...
Лечу - сквозь ночь и снег.
Лечу над замороченной,
измученной тщетой,
трудами сверхурочными,
чистейшею, святой...
Над нищею, оболганной,
запетой, пропитой,
с отравленною Волгою,
с чернобыльской бедой...
Я - выпрыгнул из поезда,
но не в родной кювет.
Я выпрыгнул из поезда
в свой юношеский бред:
туда, где люди дружбою
и добротой сильны,
улыбка - их оружие -
видна и со спины...
И леденею медленно,
и все же - до конца! -
лечу - куда? - неведомо,
сдирая лед с лица.
Он искал дом в деревне. Друзья стали подбирать варианты, предлагали от Подмосковья до Томской области. Для геолога Беляева, исшагавшего километры тайги, - не слишком-то и экзотично. Но все же новым адресом стала деревня Ворша во Владимирской области. Прямо на федеральной трассе М8. Будто движение продолжается...
Вытянулась деревня Ворша вдоль трассы. Как и положено российским деревням, которым повезло притулиться у асфальта. И подсматривает с завистью из-под застиранных занавесок на проносящиеся мимо авто. И лишь изредка пара несуетливых володимирских гаишников, спрятавшись за мостом, снимает дань с самых ретивых, не желающих хоть легким нажатием на тормоз уважить населенный пункт.
Дом Беляевых стоит в стороне, на низком берегу речушки Ворша, которая перестает напоминать ручей только в весенний паводок. Метров триста от трассы. Всего триста метров в сторону; для проезжающих - пикник на обочине.
Впрочем, нам не до обочин, мы не присматриваемся к кюветам. На трассе почему-то всегда опаздываешь. Кто-то когда-то сказал: тот не опаздывает, кто никогда не спешит.
А мы летаем по трассе по своим надобностям. Там - дела, там - кипит. Остальное - пейзаж за автомобильным стеклом...
Пейзаж унылый. Пять метров от асфальта - развороченные черные хлюпающие дороги. Кочки. Широченное серое небо, понизу исчерченное ветками деревьев. Речка, зараза, нижние дома подтопляет. Российский пейзажик...
Посредине деревни - храм. Примета Владимирской области - большой, просторный. Несоразмерный с населенным пунктом.
Посредине деревни -
белый храм для души.
И седые деревья -
чудо как хороши!..
Как на каждой ладони -
ветви линий судьбы,
то, о чем и не помним,
зная власть суеты.
Но приходит мгновенье,
просветляется взгляд,
и весь мир - откровенье,
как полвека назад.
В свой нынешний дом Николай Беляев приехал по объявлению. Жила здесь татарская семья, мечтающая перебраться в Казань. Посмотрели подворье, выпили с хозяином, закусили, поговорили. И - по рукам.
Родственные души оказались - оба хотели найти родину. Что-то обоим было не так, неправильно...
Казань, обмелевшая лужица
куда-то в века отхлынувшей Азии.
Сто мечетей без минаретов.
Обезглавленный храм в кремле…
Читаю вывески.
Золотом, золотом,
не по-русски, не по-татарски:
"ПЕДАГОГИЯ ИНСТИТУТЫ"
или и вовсе:
"РАДИОТРАНСЛЯЦИЯ УЗЕЛЫ"
Четверть века минуло. Мечети опять с минаретами и храм в Кремле восстановлен, и мечеть-символ отстроена. То же и в Ворше: прежде-то белый храм был совхозным складом.
Все теперь как надо?..
...И настал для храма светлый день.
Побелили, крест - позолотили,
тонкую затеплили свечу...
А грехов своих не оплатили
и на грош.
Silentium.
Молчу.
В Воршу назначенный священник (молодой, ездит на "девятке") забросил Беляевым кипу "за Россию радеющих" газеток.
"Черносотенный такой поп оказался, злой, - говорит Беляев. - Иногда приезжает из Собинки другой - старший, так сказать, по району. Этот - и поговорить по душам, и выпить в меру дозволенного. Вместе песни Высоцкого распеваем".
Жене Беляев сказал: здесь будем жить: "Отец мой - костромской, родня - ивановская да ярославская. "Золотое кольцо" - все мое..."
Мы не птицы, но закон гнездовья
в нас живет, как тайная струна.
Знал отец певучее присловье:
"Кострома, родима сторона..."
Я не раз слыхал погудку эту,
на нее откликнуться готов.
До Камчатки век по белу свету
разбросал родню и земляков.
Носит нас судьба, как очумелых,
безоглядных, легких на подъем.
Нам ли вычислять - в каких пределах
что мы потеряем, что - найдем...
Хозяйство у Беляевых нехитрое. Огород - картошка, мелочь всякая зеленая. Лук искусствовед Чернышева выращивать так не научилась, говорит, с ним сложней всего. Зато вокруг - грибов бывает прорва, особенно черных груздей, для засола. Плюс - живность. Несъедобная - собака на цепи (злая: увидела незнакомых - кинулась, бренча железными кольцами). Съедобная - кролики, куры. Петух был, да начал хозяевам синяки наставлять. Погиб по семейному приговору в супе. Яйца теперь диетические, но появляются исправно: по утру - две штуки.
Посередине беляевской кухни - кресло, вырезанное хозяином дома из пня. Эксклюзив. Впрочем, главная гордость Николая Николаевича - на столе в спальне-кабинете. Нечто, тоже из дерева. С виду похоже на скворечник, подключенный проводами к монитору. У скворечника открывается дверца на щеколде и виден дисковод и прочая компьютерная начинка. 286-й процессор, но хозяину вполне хватает.
Поэт стучит по клавишам: "Я теперь себе виртуальные книжки делаю. Принтер бы еще какой списанный - делал бы реальные. Тиражом экземпляров в пять..."
Скворечник-компьютер - изобретение сына.
"- Другая движется на нас
цивилизация,
с другими,
необъяснимыми подчас,
чужими, слишком дорогими
игрушками
не для души..."
Скулим и ноем.
Дитя компьютер потрошит:
- Ништяк! Освоим...
А кролики Беляевых как-то все померзли. Холодная зима выдалась, да тут еще местное начальство стало дома перестраивать на газовое отопление. Теперь у Беляевых во всех комнатах - батареи как в городе и все просто - только вентиль повернуть. Но перед этим была эпопея. Газовое отопление оказалось штукой дорогой, еле наскребли. Бюджетникам сельское начальство дало льготы, только к местным врачам или учителям бывшего университетского преподавателя Николая Беляева не приравняли.
С отоплением управились только за год. Поэтому зимой, пока не подключили, дом промерзал напрочь. Жили на кухне, отапливали ее, по очереди дежуря у сомнительной капризной печки.
Вьюга, вьюга гудит над страною,
ничего не видать, хоть убей!
Но - чирикнул за теплой трубою,
подал голос дружок-воробей.
И полоска во мгле просветлела.
Значит - будет и нынче рассвет.
И пора приниматься за дело,
даже если в нем надобы нет.
Как бы зимняя вьюга ни выла,
не хандри, не робей, воробей!
Как бы сердце твое ни щемило,
никогда ни о чем не жалей!..
Чтобы печь и труба не остыли,
я дровишек подкинуть могу.
Слава Богу, с дровами в России
выжить можно в любую пургу.
Только знай, не ленись, запасайся,
чтобы милых своих обогреть.
Прочь унынье! Пора. Поднимайся.
Кое-что еще можно успеть.
Поэт, дежуривший у печки, успел многое. Николая Беляева издают москвичи, владимирцы. И журналы. Конечно, не модные. А те, которых осталось совсем чуть-чуть, - литературные. Такие как бывали раньше. Такой издавал в Красноярске давний друг Беляева - Роман Солнцев. Он же выпустил маленьким тиражом в 300 экземпляров последний сборник Николая Беляева - "Голоса расстояний". Роман Солнцев тоже ушел - умер несколько месяцев назад.
Вперед, стихи! -
из книжек записных,
из книг, тетрадок -
докажите людям,
что мы живыми были, есть и будем!
Довольно на скамейках запасных
отсиживаться...
Раз идет игра
и счет неясен,
значит, вам - пора!
Вперед, смелей - как с кончика пера!
Ведь речь идет о Жизни, не о смерти.
А смерть - она у всех была, поверьте,
всю ночь дежурила над каждым до утра,
ко всем равно безжалостна, черна,
слепа, глуха...
Я знал ее. ВЧЕРА.
Друзья Беляевых, узнав о том, что триста метров в сторону от трассы все ж таки преодолены, задают один и тот же вопрос:
- Чем живут?..
Голосами расстояний...
А самим Беляевым был другой вопрос - украдкой, за столом с хрустящими огурчиками и обжигающей картошкой:
- Не жалеете?
- Нет.
Друзья в Воршу заглядывают... И к дому "дяди Коли" воршинским ребятам приходится показывать дорогу.
Да к тому же помимо компьютера в скворечнике есть у Беляевых еще один технический сюрприз - телефон.
Телефон в русской деревне (кроме Барвихи, конечно) - это восьмое чудо света. Ворше повезло: "укрупняли" ее узбекские строители - своего рода была шефская помощь в благодарность за возрожденный из руин Ташкент. Заодно и телефонизировали, присоединив проводами к райцентру.
Впрочем, телефон иногда и не обязателен: "Если едете Казань - Москва - заезжайте без звонка. Мы - всегда дома..."
Хорошая формула - "всегда дома". Можно ли эмигрировать домой?
"Казань-город на костях стоит,
Казанка-речка - кровава течет..."
- Не ходи за мост, за мостом - беда,
за мостом - татарская слобода...
Русский, я вырос за тем мостом,
и не жалел никогда о том.
Добрый татарин был добрым. А злой -
видно, контужен был страшной войной.
И виноваты фашисты, враги
в том, что вернулся Ахмет без ноги.
Тот, что гармошку-бишпланку терзал,
пел, и, стуча деревяшкой, плясал.
В память мою, как в подтаявший снег,
та деревяшка впечатала след.
Вздох, подытоживший песню и смех:
- Поровну горя хватило на всех...
Это тоже - "Голоса расстояний". Именно расстояний, а не территорий. Вандея - это не территория, а состояние душ.
... Хорошая формула - "всегда дома". Можно ли эмигрировать домой? Наверное, в России - возможно.
Обидно уходить, не дорасслышав стих,
из сладостей земных отведав только жмых.
Обидней - умереть задолго до рожденья,
но жить еще сто лет среди чужих - живых...
Странно, поэты воспевают соловьев и шум дубрав. А большую часть года наши пейзажи - облезлые голые ветки и на них что-то черное и взъерошенное - то ли вороны, то ли грачи - кашляют гулкими голосами. Первые полчаса - даже романтично, а вот как это выдержать недели, месяцы, годы? Не знаю, еще не пробовал...
И только воздух - кристально-прозрачный, как в книжках...
Казань, двуязыкая память
о битвах, набегах, погромах.
Город раздельных кладбищ
и общих братских могил.
Город студентов,
знающих,
что параллельные - сходятся.
Город, в котором так неожиданно,
неповторимо переплелись
хитроватый прищур Моллы Насретдина,
беспробудная мудрость Омара Хайяма,
лень Емели и огненный бунт Емельяна,
изощренная вязь изразцов,
толкований стихов из Корана,
спор Христа с Инквизитором
в бездне поэмы Ивана,
и почти карнавальная маска кретина -
славянина Йозефа Швейка...
Божья Матерь Казанская,
всем прозвучи, как жалейка,
всем - заступницей будь,
всех - пойми и наставь,
никого, никого не забудь!
В материале использованы стихи Николая Беляева.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.