«Синий понедельник» и другие особенности духовного взросления по-датски
В Дании в самом разгаре сезон конфирмации - одного из важнейших обрядов для лютеран. Датская народная церковь (Dansk Folkekirke) по-прежнему играет важную роль в общественной жизни этой страны – сегодня её членами официально являются более 80 процентов жителей, а церковные праздники законодательно закреплены в Дании в качестве выходных дней. В действительности храм божий регулярно посещают не более 2-3% прихожан, а для абсолютного большинства датчан визиты в церковь за всю жизнь ограничивается лишь четырьмя событиями – это крестины, конфирмация, свадьба и похороны. Все датчане, так или иначе, ревностно заботятся о том, чтобы их дети прошли обряд крещения, а по достижении 14 лет – и конфирмацию.
Одно из семи христианских таинств – таинство миропомазания, называемое также конфирмацией, знаменует собой дар Святого Духа, укрепляющий верующего в его новой духовной жизни. В православии таинство это совершается одновременно с крещением, а в католической традиции - в более поздние годы детства и отрочества, по достижении верующим так называемого «возраста распознания». В протестантизме же понимание таинств иное, и Датская лютеранская церковь трактует конфирмацию как акт сознательного и свободного выражения личной веры человека в Бога. «Полномочия для проведения конфирмации имеет любой датский пастор, а сам обряд окончательного введения в состав церковного общества состоит из исповедания веры конфирмуемым, обращённой к нему нравоучительной речи священника и молитвы о нём», - рассказывает пастор Фюнской епархии Торкильд Йенсен: «этот обряд появился в Дании в XVIII веке при короле Кристиане VI. Будучи человеком весьма учёным и набожным, монарх был рьяным приверженцем идей пиетизма - это мистическое течение в лютеранстве ставило больший акцент на личном переживании общения с богом и самостоятельном изучении Писания, нежели доскональном соблюдении церковных обрядов. В течение всего своего правления король Кристиан старался распространить идеи пиетизма среди своих подданных. Хотя чрезмерная религиозность и недостаток личного обаяния создали ему имидж одного из самых непопулярных королей Дании – тем не менее, знаменательным итогом правления этого монарха стало введение конфирмации 13 января 1736 года».
Лютеранская Реформация сделала акцент на сознательном исповедании христианами своей веры и, соответственно, появилась нужда в обучении молодого поколения, прежде чем оно вступит в полноправные члены общины. Королевский указ определял конфирмацию как процедуру, обязательную для всех поданных монархии, независимо от их положения в обществе. Еще до совершения обряда будущие конфирманты обязаны были пройти курс обучения катехизису, содержащему краткое изложение основ христианской веры. Лишь после того, как подросток демонстрировал удовлетворительные познания в христианстве, он допускался к конфирмации.
Пастор Йенсен рассказывает, что только этот обряд наделял юного христианина гражданскими правами, необходимыми для вступления во взрослую жизнь: «Еще до середины прошлого века конфирмация оставалась важнейшим событием в жизни датского подростка: во время проведения церемонии в церкви конфирманты располагались так, что самые лучшие и способные дети стояли в первых рядах, а бесталанные и бедняки толпились сзади. Провалить экзамен на знание веры было не только болезненным ударом по детскому самолюбию, но и ударом по родительскому кошельку – ведь за повторный курс обучения у священника полагалось платить, а без получения свидетельства о конфирмации практически невозможно было получить работу. Человек, не прошедший конфирмацию до 19 лет, не имел права заводить семью, быть крестным или свидетельствовать на суде. Если же тест на христианство проваливался сознательно, то закон предписывал “заточить провинившегося в тюрьму на хлеб и воду”».
Вступлению во взрослую жизнь полагалось быть как можно более наглядным – именно потому и возникла традиция одарять конфирманта новой одеждой. Датские подростки получали в подарок свой первый взрослый костюм - штаны, жилет и куртку, а девочки – настоящее дамское платье. Сельские дети начинали зарабатывать на хлеб раньше своих городских сверстников - поэтому и оплату за свою работу они нередко получали не деньгами, а конфирмационной одеждой.
Изначально в день конфирмации юному христианину полагалось посвятить себя благочестивым размышлениям. Со временем традиции становились все более праздничными, а уже к середине 1950-х годов появились настоящие конфирмационные торжества. О том, как надо правильно праздновать конфирмацию рассказывает пенсионерка Рут Биль, бабушка конфирмантки Сесилии: «На празднества приглашается много гостей: дальняя и ближняя родня, друзья, знакомые – набирается, как правило, не меньше 50-60 человек. Такое количество гостей мало кто может принять у себя дома, поэтому приходится заказывать ресторан или банкетный зал. А ведь к этому ещё надо прибавить подарки конфирмантам, обновки младшим и старшим братьям и сестрам, да и самим родителям следует приодеться. Так что конечный счет за конфирмационный праздник может выйти за все пределы разумного. Вот и приходится многим датским родителям начинать копить деньги на конфирмацию еще за 5-6 лет до самого события».
Правил празднования конфирмации не существует, и размах торжества определяется в основном амбициями родителей. Случаются конфирмации с лимузинами напрокат и шампанским для всех по возвращении из церкви. У датчан в последние годы в связи с экономическим ростом завелось больше денег в карманах – отчего бы их не потратить, как хочется?
Еще одним этапом перехода во взрослую жизнь является следующий после конфирмации день - в Дании он называется «синий понедельник». Официально день этот не является выходным, однако многие датские школы охотно поддерживают старинную традицию, отпуская новоиспеченных конфирмантов в самостоятельный тур по городу.
Почему понедельник «синий» – точно не известно. По одной из версий, название это пришло в датский язык из цехового сленга немецких красильщиков. В старину ткань окрашивали в синий цвет краской, добываемой из листьев вайды, а обработанный в воскресенье товар вывешивали сохнуть на весь понедельник – и ремесленники в этот день не работали. Другая же версия выводит название из немецкого выражения blau sein, что на русский язык можно перевести как «напиться до посинения».
Полученные на конфирмацию деньги сегодняшние подростки тратят на компьютерные игры и модные гаджеты, а девочки – устраивают шоппинг-туры по городским бутикам. Ведь все теперь по-взрослому: добро пожаловать в общество потребителей!
Служители датской церкви и простые датчане признают, что конфирмация со временем всё более утрачивает черты религиозного ритуала, становясь светским праздником. Но в этой стране существует еще и особое понятие «датскости», объединяющее жителей этой страны не хуже круговой поруки. И сохраняющаяся в обществе традиция конфирмации как подтверждение принадлежности к «клану» датчан – ещё одно тому подтверждение.
Источник: www.svobodanews.ru
Одно из семи христианских таинств – таинство миропомазания, называемое также конфирмацией, знаменует собой дар Святого Духа, укрепляющий верующего в его новой духовной жизни. В православии таинство это совершается одновременно с крещением, а в католической традиции - в более поздние годы детства и отрочества, по достижении верующим так называемого «возраста распознания». В протестантизме же понимание таинств иное, и Датская лютеранская церковь трактует конфирмацию как акт сознательного и свободного выражения личной веры человека в Бога. «Полномочия для проведения конфирмации имеет любой датский пастор, а сам обряд окончательного введения в состав церковного общества состоит из исповедания веры конфирмуемым, обращённой к нему нравоучительной речи священника и молитвы о нём», - рассказывает пастор Фюнской епархии Торкильд Йенсен: «этот обряд появился в Дании в XVIII веке при короле Кристиане VI. Будучи человеком весьма учёным и набожным, монарх был рьяным приверженцем идей пиетизма - это мистическое течение в лютеранстве ставило больший акцент на личном переживании общения с богом и самостоятельном изучении Писания, нежели доскональном соблюдении церковных обрядов. В течение всего своего правления король Кристиан старался распространить идеи пиетизма среди своих подданных. Хотя чрезмерная религиозность и недостаток личного обаяния создали ему имидж одного из самых непопулярных королей Дании – тем не менее, знаменательным итогом правления этого монарха стало введение конфирмации 13 января 1736 года».
Лютеранская Реформация сделала акцент на сознательном исповедании христианами своей веры и, соответственно, появилась нужда в обучении молодого поколения, прежде чем оно вступит в полноправные члены общины. Королевский указ определял конфирмацию как процедуру, обязательную для всех поданных монархии, независимо от их положения в обществе. Еще до совершения обряда будущие конфирманты обязаны были пройти курс обучения катехизису, содержащему краткое изложение основ христианской веры. Лишь после того, как подросток демонстрировал удовлетворительные познания в христианстве, он допускался к конфирмации.
Пастор Йенсен рассказывает, что только этот обряд наделял юного христианина гражданскими правами, необходимыми для вступления во взрослую жизнь: «Еще до середины прошлого века конфирмация оставалась важнейшим событием в жизни датского подростка: во время проведения церемонии в церкви конфирманты располагались так, что самые лучшие и способные дети стояли в первых рядах, а бесталанные и бедняки толпились сзади. Провалить экзамен на знание веры было не только болезненным ударом по детскому самолюбию, но и ударом по родительскому кошельку – ведь за повторный курс обучения у священника полагалось платить, а без получения свидетельства о конфирмации практически невозможно было получить работу. Человек, не прошедший конфирмацию до 19 лет, не имел права заводить семью, быть крестным или свидетельствовать на суде. Если же тест на христианство проваливался сознательно, то закон предписывал “заточить провинившегося в тюрьму на хлеб и воду”».
Вступлению во взрослую жизнь полагалось быть как можно более наглядным – именно потому и возникла традиция одарять конфирманта новой одеждой. Датские подростки получали в подарок свой первый взрослый костюм - штаны, жилет и куртку, а девочки – настоящее дамское платье. Сельские дети начинали зарабатывать на хлеб раньше своих городских сверстников - поэтому и оплату за свою работу они нередко получали не деньгами, а конфирмационной одеждой.
Изначально в день конфирмации юному христианину полагалось посвятить себя благочестивым размышлениям. Со временем традиции становились все более праздничными, а уже к середине 1950-х годов появились настоящие конфирмационные торжества. О том, как надо правильно праздновать конфирмацию рассказывает пенсионерка Рут Биль, бабушка конфирмантки Сесилии: «На празднества приглашается много гостей: дальняя и ближняя родня, друзья, знакомые – набирается, как правило, не меньше 50-60 человек. Такое количество гостей мало кто может принять у себя дома, поэтому приходится заказывать ресторан или банкетный зал. А ведь к этому ещё надо прибавить подарки конфирмантам, обновки младшим и старшим братьям и сестрам, да и самим родителям следует приодеться. Так что конечный счет за конфирмационный праздник может выйти за все пределы разумного. Вот и приходится многим датским родителям начинать копить деньги на конфирмацию еще за 5-6 лет до самого события».
Правил празднования конфирмации не существует, и размах торжества определяется в основном амбициями родителей. Случаются конфирмации с лимузинами напрокат и шампанским для всех по возвращении из церкви. У датчан в последние годы в связи с экономическим ростом завелось больше денег в карманах – отчего бы их не потратить, как хочется?
Еще одним этапом перехода во взрослую жизнь является следующий после конфирмации день - в Дании он называется «синий понедельник». Официально день этот не является выходным, однако многие датские школы охотно поддерживают старинную традицию, отпуская новоиспеченных конфирмантов в самостоятельный тур по городу.
Почему понедельник «синий» – точно не известно. По одной из версий, название это пришло в датский язык из цехового сленга немецких красильщиков. В старину ткань окрашивали в синий цвет краской, добываемой из листьев вайды, а обработанный в воскресенье товар вывешивали сохнуть на весь понедельник – и ремесленники в этот день не работали. Другая же версия выводит название из немецкого выражения blau sein, что на русский язык можно перевести как «напиться до посинения».
Полученные на конфирмацию деньги сегодняшние подростки тратят на компьютерные игры и модные гаджеты, а девочки – устраивают шоппинг-туры по городским бутикам. Ведь все теперь по-взрослому: добро пожаловать в общество потребителей!
Служители датской церкви и простые датчане признают, что конфирмация со временем всё более утрачивает черты религиозного ритуала, становясь светским праздником. Но в этой стране существует еще и особое понятие «датскости», объединяющее жителей этой страны не хуже круговой поруки. И сохраняющаяся в обществе традиция конфирмации как подтверждение принадлежности к «клану» датчан – ещё одно тому подтверждение.
Источник: www.svobodanews.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.