Памятники раскалываются. На очереди Суворов, Диоскуры, Петр I
Петербургские памятники находятся не в лучшем состоянии. Только что развалилась на куски порфировая ваза в Летнем саду, а постамент памятника Николаю I на Исаакиевской площади покрылся трещинами. Специалисты считают, что нельзя быть уверенным в благополучии ни одной городской скульптуры.
Не надо быть специалистом, чтобы понять: городская скульптура не была рассчитана ни на сегодняшний загазованный воздух, ни на сотрясение почвы от потоков транспорта. Это нашим железным внутренностям все нипочем, камень гораздо нежнее. Мрамору — тому и климата здешнего достаточно для скорейшего летального исхода, и выхлопов специальных не нужно. Гранит, конечно, прочнее, но и ему надоедает изощренное издевательство внешних сил.
Вот порфировая ваза в Летнем саду взяла и раскололась пополам — устала. Впрочем, она долго терпела, ее еще в 1839 году подарил императору Николаю I шведский король Карл Иоанн XIV, с тех пор она и стоит у Карпиева пруда. Недели две назад движение «Живой город» предупредил в Интернете: ваза треснула, срочно примите меры — фотография прилагалась. Но меры приняли только, когда ваза рухнула, — говорит координатор движения Юлия Минутина: «Люди, которые должны следить за сохранностью памятников, полагают не столько на реальные наблюдения, сколько на свои соображения, как это должно быть. И нет специального контроля. Такое ощущение, что те, кто контролирует состояние памятников в городе, реальное состояние дел их не волнует».
Беда не только с вазой. Выяснилось, например, что не так давно треснули маячки, поставленные на облицовку конной статуи Николая I на Исаакиевской площади. Это не значит, что памятник завтра рухнет, но не смотреть же спокойно, как трещины увеличиваются, — говорит заместитель директора Государственного музея городской скульптуры Надежда Ефремова: «Очень сложный памятник по своим конструктивным особенностям. Почти уже 20 лет назад была проведена реставрация, которая тогда тоже не сумела ответить полностью на все вопросы. Маячки были поставлены сразу после реставрации. Конная статуя стоит не на блоках облицовки, внутри существует объем самостоятельный. Мы сейчас говорим об облицовке, да, это настораживает — подвижка блоков. Мы знаем, что они навешены на таких специальных креплениях. Наша задача — ответить на вопрос, почему эта подвижка, почему эти маячки, на углах поставленные, разрываются. Это говорит о том, что существует какое-то движение. Но давать такую информацию, что памятник разваливается, все-таки, наверное, не стоит. Не надо упрощать проблему, но и не надо… Да, памятник требует внимания. Очень надеюсь на то, что в скором будущем начнется и полное обследование памятника, и реставрация. Уже одно то, что специалисты отказались решать проблему, только связанную с облицовкой, а решили, что нужно начинать все. Что и статуя имеет отклонения от вертикальности, у нас таких сведений нет. Но, безусловно, сейчас позитивный момент, и прежде чем лечить, нужно провести полную диагностику».
Что касается упавшей порфировой вазы, то она не одинока в своем несчастье: трещинами покрытии и ее сестры на Адмиралтейской набережной: «Это вазы интерьерные, они не были рассчитаны на пребывание все время на открытом воздухе. Порфировые вазы с Адмиралтейской набережной были привезены в подарок Николаю I и три года простояли в Таврическом дворце. Не мы поставили их на те исторические места, где мы их видим. Все были уверены, что запас естественной прочности камня, гранита достаточно велик. Но, с другой стороны, временной фактор, блокада, увеличение вибрационных нагрузок — все это негативные факторы. К сожалению, очень долгое время считалось, что благо — это прежде всего некая плановая реставрация. Сегодня мы отреставрировали памятник, и считается, что он должен лет 20 безмятежно существовать, а то и более. Никто не учитывает, что могут быть на следующий день негативные воздействия. Поэтому сейчас речь идет о том, что самая большая работа предстоит в том направлении, чтобы текущий уход и профилактические меры по сохранности памятников стали определяющими в их жизни», — говорит Надежда Ефремова.
Среди памятников, вызывающих наибольшую тревогу, Надежда Ефремова назвала памятник Суворову напротив Троицкого моста, мраморные статуи Диоскуров у Манежа, памятник Петру I у Михайловского замка. Что касается Александровской колонны, то трещины на ней появились уже во время установки, а вот повредит ли ей искусственный каток у ее подножия — это экспертам еще предстоит определить.
Источник: www.svobodanews.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.