Как нам поддержать промышленность

Недостатки лизингового законодательства можно обратить в достоинства

В статье "К лизингу лицом" в "Санкт-Петербургских ведомостях" от 8.12.2008 г. говорилось о важности института финансового лизинга в период кризисных явлений. Справедливо было отмечено: "Именно лизинг дает возможность заменить изношенные фонды и за счет этого повысить конкурентоспособность продукции". В статье также был упомянут "возвратный лизинг", о котором хотелось бы поговорить подробнее.


Действительно, если лизингополучатель уже имеет необходимые средства производства и нуждается в оборотных средствах для расширения бизнеса, "возвратный лизинг" может сыграть положительную роль. Однако сегодняшняя ситуация диктует лизинговым компаниям необходимость выхода за пределы трех составляющих их традиционного портфеля: лизинга автомобилей и строительной техники, офисного оборудования, а также недвижимости. И здесь неизбежно возникает вопрос об источниках финансирования лизинговых операций.


В России, конечно, существует законодательная база для совершения банками лизинговых операций. Но пока лишь немногие банки принимают участие в лизинговом процессе, поскольку им экономически невыгодно замораживать свои средства, вкладывая их в лизинг. Поэтому масштабы лизинговых операций несоизмеримы ни с имеющимися потенциальными возможностями банков, ни с потребностями предприятий.


Российские коммерческие банки, будучи универсальными и достаточно молодыми кредитными учреждениями, часто сталкиваются с серьезными проблемами при принятии решения об участии в финансировании инвестиционных проектов. Увеличение доли долгосрочных кредитов в нашей стране и в докризисные времена сдерживалось тем, что собственные средства банков были относительно невелики, а привлекаемые – обычно краткосрочными. В российских условиях долгосрочные кредиты относятся к наиболее рисковым операциям, а у коммерческих банков отсутствуют резервы, достаточные для покрытия возросших кредитных рисков.


Особую актуальность сегодня приобретает необходимость применения лизинга в сфере промышленности. Но при этом необходимо помнить "о подводных камнях" правового регулирования лизинговой сделки. Речь прежде всего идет о юридико-технических недостатках закона "О финансовой аренде (лизинге)". Так, необходимо обратить внимание на правовую норму, согласно которой продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения. По основаниям формального права эта конструкция не выдерживает критики. При ее применении договор купли-продажи и, следовательно, договор лизинга при определенных условиях могут оказаться фикцией. Наличие данной нормы в законе может позволить недобросовестным участникам коммерческого оборота злоупотреблять правом.


Однако, как говорится, "нет худа без добра", и сегодня особую актуальность приобретает то обстоятельство, что именно эта правовая норма в кризисных условиях может с успехом применяться при использовании бюджетных средств, направленных на поддержку реального сектора экономики.


Применение рассмотренной выше правовой конструкции возможно в случаях, когда, например, завод – изготовитель производственного оборудования заключает договор лизинга с инвестором на приобретение в собственное владение и пользование произведенного оборудования. В этих случаях упомянутая правовая норма может быть весьма полезной, но ее использование возможно только при соблюдении ряда специально урегулированных условий.


Так, подобный лизинг прежде всего необходимо использовать в рамках срочных специальных целевых государственных (или региональных) программ, направленных на решение проблемы обновления основных фондов промышленных предприятий, а также предприятий, входящих в одну корпорацию (которые сами в состоянии изготовить для себя необходимую продукцию).


Денежные средства, получаемые от продажи продукции в такой системе, должны резервироваться на специальном счете для дальнейших расчетов с лизингодателем. И необходимо предусмотреть статью расходов в бюджете для целевого финансирования лизинговых компаний. Стимулирование и поддержку лизинговой деятельности необходимо проводить в первую очередь на государственном и региональном уровне посредством создания благоприятного экономического климата для развития инвестиционной деятельности.


Возможные меры государственной поддержки лизинга продекларированы в том же законе "О финансовой аренде (лизинге)". Для реального развития лизинга действительно необходимо использовать средства, выделяемые государством для поддержки реального сектора экономики. Инвестиции в обновление основных фондов отечественных предприятий позволят сохранить рабочие места и выполнять промышленные заказы среднего и малого бизнеса. Поэтому в условиях Петербурга на развитие лизинга можно, в частности, использовать средства Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса.


Развитие внутреннего лизинга при активном участии в нем государства и банковских структур имеет большое стратегическое и практическое значение. Разностороннее и эффективное воздействие лизинга на экономику предопределяется тем, что он одновременно выступает в качестве необходимого условия развития рынка, ускорения инновационной деятельности, совершенствования государственной финансовой системы (особенно повышения доверия к рублю), а также мощного средства подъема производства и стимула взаимовыгодного партнерства – в том числе международного.


Наоборот, отказ от эффективного использования механизма лизинга в сфере промышленной политики уже в недалеком будущем может привести экономику России к крайне негативным последствиям.



Источник: www.credits.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом