Госпрограмма по льготному автокредитованию тормозит у большинства участников
Программа субсидирования процентной ставки по автокредитам была запущена в апреле 2009 года, изначально в ней были ограничения для банков-участников по размеру капитала. В начале этого года было принято решение о продлении программы на 2010-2012 годы, ограничения были сняты, и заявки на присоединение подали 104 банка. С марта выдача кредитов в рамках программы возобновилась. Автокредиты в рамках госпрограммы предоставляются на покупку новых легковых автомобилей отечественных и иностранных марок, произведенных в России, стоимость которых не превышает 600 тыс. руб. (все модели АвтоВАЗа, а также Ford Focus, Fiat Albea, Renault Logan, Skoda Fabia и Chevrolet Niva, Volga Siber, UAZ Patriot, Skoda Octavia и Opel Astra). Банкам по этой программе возмещается две трети ставки рефинансирования ЦБ (сейчас она составляет 8%). Минимальный первоначальный взнос по кредиту — 15%.
За два месяца с момента возобновления госпрограммы льготного автокредитования банки-участники выдали 39,8 тыс. кредитов, свидетельствуют данные Минпромторга. Согласно информации ведомства, на данный момент выдают подобные кредиты не более 30 банков, при этом 96% выдачи приходится на восемь — Сбербанк (14,45 тыс. кредитов), Русфинанс банк (6,8 тыс.), ВТБ 24 (4,88 тыс.), Росбанк (4,5 тыс.), Юникредит банк (3,7 тыс.), Россельхозбанк (1,7 тыс.), "Уралсиб" (1,25 тыс.) и Газпромбанк (882). Процентные ставки по таким кредитам (без учета субсидии) составляют 13,5-16% годовых.
У остальных банков количество выданных кредитов составляет несколько сотен, а то и десятков штук. При этом среди не особо активных банков и два банка из топ-10 розничных банков — Райффайзенбанк (220 кредитов) и Банк Москвы (16). В Райффайзенбанке в пятницу не смогли прокомментировать столь слабые результаты, а в Банке Москвы сказали, что такие небольшие объемы связаны с тем, что банк подключился к программе в марте, а выдачи начались только в апреле.
"Высокая конкуренция, ограниченный ассортимент марок и дефицит некоторых моделей привели к тому, что в настоящее время активных игроков около 10, несмотря на то что зарегистрировано больше 100",— полагает зампред правления банка "Уралсиб" Илья Филатов. "Более мелкие игроки рынка присоединились к программе с госучастием скорее из имиджевых интересов",— не исключает начальник управления развития автокредитования Юникредит банка Иван Сысков.
Крупные банки, присоединившиеся к программе с целью нарастить выдачу автокредитов, также испытывают трудности. Несмотря на присоединение к программе, согласно данным Минпромторга, из числа крупных игроков до сих пор не выдают льготные автокредиты "Абсолют банк", банк "Возрождение", Московский кредитный банк, Нордеа-банк. В этих банках подтвердили, что пока программа не заработала. Помимо фактического подключения для успешного участия в программе необходимо, чтобы банк имел определенные позиции на рынке автокредитования, устойчивые партнерские отношения с автосалонами-участниками программы, говорит директор департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Дмитрий Ищенко.
Впрочем, некоторые банки удивились отсутствию данных о них в статистике Минпромторга. "В апреле мы приняли 156 заявлений от потенциальных клиентов, выдано 19 кредитов на сумму 4,446 млн руб.",— сообщили в банке "Открытие". "Наш банк аккредитован Минпромторгом и участвует в программе,— удивились и в пресс-службе Русь-банка. — В этом году выдано 110 кредитов на 23,5 млн руб.".
Банки, вошедшие в число активно выдающих льготные автокредиты, смогли за счет них нарастить общую выдачу. "Сейчас, судя по нашему портфелю, около 40% выдачи приходится на льготные автокредиты, причем только 60% из них составляют кредиты до 300 тыс. руб., а остальные — на сумму от 300 тыс. до 600 тыс. руб.",— говорит Илья Филатов. В Юникредит банке сказали, что доля льготных кредитов составляет около 35% от общей выдачи автокредитов, у Русфинанс банка — около 30%, а у Росбанка — 20-25%. Спрос на льготные автокредиты позволил бы банкам еще больше увеличить выдачу, но их сдерживает отсутствие нужного количества машин у дилеров. По данным Минпромторга, при выданных почти 40 тыс. кредитов банки-участники программы получили заявок на 97,6 тыс. кредитов. "На автомобильном рынке тяжелая ситуация с наличием автомобилей у всех дилеров, причем не только иномарок, но и отечественных автомобилей",— отмечает вице-президент ВТБ 24 Алексей Токарев. "Спрос значительно превышает предложение, и потому банки одобряют не более 25% всех заявок,— подтверждает президент ГК "Фаворит-Моторс" Владимир Попов.— По продажам Skoda и Peugeot превышают прогнозные планы более чем на 40%, машины сейчас заказываются с циклом в три месяца. По нашим оценкам, эта ситуация должна исправиться в ближайшие два месяца".
Источник: www.credits.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.