Перепись кредитных машин

Скоро продать автомобиль, заложенный банку, станет невозможно

Покупка подержанной машины с рук — отнюдь не безопасная операция. Еще полбеды, если автомобиль окажется битым или двигатель потребует капремонта. Его могут вообще отобрать у нового владельца. Например, если когда-то его купили в кредит и не выкупили из залога. До сих пор проверить, не находится ли машина в залоге у какого-нибудь банка, не могли даже крупные дилеры, покупающие подержанные автомобили. Не говоря уж о частных покупателях. Но теперь в Минфине написан законопроект, по которому должна быть создана единая база данных о заложенном имуществе, в первую очередь, машин.


Не верьте дубликатам


Машины, обремененные залогом, продаются подороже угнанных, но дешевле аналогичных "чистых" машин. На авторынке нет понятия добросовестного приобретателя с весны 2007 года, когда Верховный суд решил, что покупатель заложенной в банк машины приобретает не только права, но и обязанности прежнего владельца. В случае обращения взыскания на залог он должен будет отдать автомобиль, никакой компенсации при этом не предусмотрено. Можно посудиться, но судебная практика складывается в пользу банков-залогодержателей. Рассчитывать на успех можно, лишь подав регрессный иск к продавцу, которого к этому моменту уже и след простыл.


У кредитной машины не должно быть ПТС — он находится в залоге у банка и возвращается владельцу после погашения кредита и снятия обременения. Но эту проблему нечестные продавцы легко решают путем написания заявления в ГИБДД об утере ПТС. Взамен утраченного документа владелец залоговой машины получает дубликат и спокойно совершает сделку. Замгендиректора коллекторского агентства АКМ Александр Щербаков говорит, что такая практика весьма распространена: если автокредит просрочен на полгода и более, то в 80% случаев автомобиль принадлежит второму, а то и третьему владельцу.


Некоторые дилеры отсеивают продавцов-мошенников, требуя договор купли-продажи. "В среднем один-два раза за полгода люди без документов купли-продажи на машины к нам в салоны приходят. Такие автомобили мы просто не принимаем. Кстати, впоследствии чаще всего оказывается, что машины, от которых мы отказались, действительно были залоговыми", — говорит менеджер отдела trade-in "Ост Вест Авто" Илья Шукаль. Но договор купли-продажи при желании не так уж трудно подделать.


В Северо-Западном регионе к решению проблемы подошли системно: там местная банковская ассоциация договорилась с ГИБДД о ведении реестра залоговых автомобилей, и в Ленинградской области теперь нельзя продать кредитный автомобиль без согласия залогодержателя. Но это лишь локальное решение.


Внести в реестр


Системное решение, которого ждал авторынок, наконец предложил Минфин. Основная цель законопроекта "О регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и об обращении взыскания, наложении ареста на движимое имущество" — создать реестр залогов движимого имущества, имеющегося у представителей бизнеса. Из личного имущества граждан он распространяется только на автомобили. Регистрация в реестре по замыслу является делом добровольным и может быть сделана только с согласия должника, за исключением случаев обращения взыскания или наложения ареста на залог. Но юристы считают, что банки смогут надавить на заемщиков, включив пункт о регистрации залога в договор или, например, увеличив ставку по кредиту в том случае, если заемщик не дает согласия на регистрацию залога.


Регистрировать залоги будет некий государственный орган, уполномоченный на то правительством. Он будет взимать за это плату. Но кредиторы и продавцы автомобилей наверняка на нее согласятся. Реестр должен быть общедоступной базой данных, в которую сможет заглянуть любой желающий и проверить, не находится ли предлагаемый ему автомобиль в залоге. Это несколько отличается от зарубежной практики, когда справка из залогового реестра является вторым обязательным документом наряду с ПТС при перепродаже автомобиля или другого транспортного средства, например, трактора. "Такую справку достаточно тяжело подделать: у каждого автомобиля, который вносится в реестр, свой собственный порядковый номер", — рассказывает Игорь Мацкевич, руководитель направления "Автомобили с пробегом" Volkswagen Group Rus.


Тем не менее, единый реестр залогов поможет созданию цивилизованного рынка автомобилей "секонд хэнд". Законопроект может быть внесен в Думу уже до Нового года.



Источник: www.credits.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом