Ритейл выживет

Кризис до сих пор оказывает сильное давление на розничную торговлю. Ее оборот за 7 месяцев сократился на 3,8%. Но ситуация несколько стабилизируется: в июле рынок вырос на 1,9%.

В наиболее выигрышном положении находится продуктовый ритейл, считают эксперты брокерской группы «Проспект». В первую очередь, это касается дискаунтеров. Сети, управляющие недорогими магазинами смогли не только не допустить снижения продаж, но и увеличить их. «Сектор продуктовой розницы, на наш взгляд, выглядит более защищённым ввиду ориентации на удовлетворение первичных потребностей населения, а также низкой степени проникновения розницы современных форматов в России (порядка 35-40% от общего оборота по рынку)», - согласен аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков.

Наибольший рост продаж продемонстрировала X5 Retail Group. Причиной успеха стало снижение торговой наценки, что позволило поддержать спрос. По итогам I полугодия рост выручки компании в рублях составил 46%.

«Благодаря фокусу на эффективность, на протяжении последних двенадцати месяцев X5 демонстрирует стабильное снижение операционных затрат как процента от выручки: если во втором квартале 2008 года они составляли 21,1% от продаж, то по итогам второго квартала этого года их доля снизилась до 19,6%. В соответствии с нашей стратегией, мы инвестировали полученную экономию в цены, обеспечив рекордный рост числа покупателей и лучшие показатели LFL в отрасли», - прокомментировал успехи компании главный финансовый директор X5 Retail Group Евгений Корнилов.

Другой крупный ритейлер, «Магнит», пошел по другому пути. Руководство отдало приоритет рентабельности, а не росту выручки. Снижение себестоимости позволило увеличить валовую рентабельность до 23,3% в I полугодии 2009 года по сравнению с 20,9% годом ранее, а рентабельность по EBITDA поднялась с 6,4% до 9,4%.

Сеть «Дикси» оказалась позади конкурентов. Темпы роста продаж замедлились, а рентабельность снизилась из-за изменений в системах логистики и закупок. Тем не менее, в июле ситуация немного улучшилась, что позволяет надеяться на то, что планы менеджмента по значительному улучшению показателей во втором полугодии осуществятся.

По словам экспертов «Проспекта», российские ритейлеры оказались в лучшем положении, чем их коллеги, работающие на других развивающихся рынках. Учитывая то, что отечественные компании в среднем работают с более высокой рентабельностью, чем зарубежные аналоги, российская розница имеет потенциал роста. 

Между тем, финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич считает, что ритейлеры сейчас в очень сложном положении. Из-за спада потребительского кредитования, россияне вынуждены экономить. Сокращение продаж в потребительском сегменте на 10% в рублях и на 25-30% в долларовом эквиваленте говорит не только о спаде спроса, но и об изменении потребительских предпочтений. На ежедневные нужды (продукты питания, оплата коммунальных услуг, транспорта и другие необходимые расходы) россияне тратят около 70% доходов. У наших соотечественников не такое большое поле для экономии, так как от самого необходимого отказаться нельзя. Но покупать меньше продуктов, или более дешевые товары они могут.

Тем временем, в мире ритейлеры также переживают нелучшие времена, и вряд ли они скоро кончатся. Опрос 100 руководителей крупнейших мировых ритейлеров, проведенный британской консалтинговой фирмой Alix Partners, показал, что компании три четверти компаний готовятся к двухлетнему периоду «похмелья» после значительных структурных перемен, вызванных кризисом.



Источник: finance.myizh.ru
  • управление бюджетом